Выручка российских компаний в 2022 году превысила 1 квадриллион рублей. Но обольщаться не стоит

Впервые за всю историю нашей страны (в области экономики) выручка российских компаний в 2022 году превысила 1 квадриллион рублей - и относительно 2021 года выросла вдвое, сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС) России.

За прошлый, 2022 год, в ФНС была задекларирована выручка на сумму 1268 трлн. рублей, или 1,27 квадриллиона рублей. Примечательно, что по сравнению с 2021 годом (665 трлн. рублей) выручка увеличилась почти в два раза. И, тем не менее, прибыль отечественных компаний увеличилась всего лишь на 5,9% - с 29,4 трлн. рублей в 2021 году до 31,1 трлн. рублей - и в этом «виновата» инфляция, которая в минувшем году составила 13,8%.

По мнению доцента кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Дениса Перепелицы, подобное «резкое» увеличение выручки связано «с уходом» иностранных компаний с российского рынка, ростом цен на энергоносители, а также с инфляцией.

«Стремительный рост выручки российских компаний также означает и резкий рост доходов бюджета РФ в результате увеличения налоговой базы, - отметил эксперт, - и это, несомненно, является позитивным фактором на фоне увеличения госрасходов и дефицита бюджета».

Реклама на веке

По словам Перепелицы, простым россиянам это потенциально дает «дополнительные социальные блага», так как дает государству возможность увеличивать соцрасходы.

Понятно, что если рост выручки сопровождается таким же ростом издержек, то прибыль, естественно, не растет. Кстати, бывают такие ситуации, при которых рост выручки может сопровождаться даже уменьшением прибыли. Ввиду того, что на мировых рынках нефтяные и газовые цены пошли вниз, Россия, не желая терять прибыль, увеличила продажи. Конечно, прибыль при этом в совокупности выросла, но не пропорционально росту выручки, поскольку в результате снижения общемировых цен норма прибыли на единицу товара попросту сократилась.

Напомним, что выручка - это сумма, на которую бизнес продал товаров или оказал услуг. Ее можно рассчитать по формуле - цена одного товара, умноженная на количество проданных товаров. А вот прибыль - это доход минус расход, то есть сумма, которая осталась после всех затрат на производство и продвижение товара или сервиса.

Существенной причиной того, что у российских компаний зафиксированы такие огромные выручки, стала переориентация отечественного бизнеса на восточные рынки сбыта, что позволило сохранить уровень экспорта и производства продукции. Что касается доходов, то компании все чаще оставляют их в России.

Тем не менее, в российском экспертном сообществе полагают, что «особо обольщаться не приходится», поскольку прибыль - как разница между выручкой и расходами - подросла очень незначительно из-за нестабильности национальной валюты, удорожания импорта и других издержек.

Реклама на веке
Си Цзиньпин призвал США претворить слова в действия Вспомним в День памяти и скорби всех поименно, кто свободу нам завоевал