Государство должно поддерживать усилия предприятий, направленные на внедрение новых эффективных технологий и выпуск продукции с высокой степенью переработки. Необходима концентрация ресурсов на ряде направлений, где у России имеются реальные предпосылки для успешной конкуренции. Судостроение является именно таким направлением, - считает глава Минпромэнерго.
Обеспечить конкурентоспособность гражданской судостроительной продукции в условиях мирового судостроительного бума, по мнению Минпромэнерго, возможно только за счет активизации работы по организации государственно-частного партнерства в сфере модернизации производственных мощностей. Условно работа с бизнес-сообществом, имеющим интерес в судостроительной промышленности и морском транспорте, названа ВИП проекты.
Заметим, что, проведенный Минпромэнерго анализ отрасли свидетельствует: для конкурентоспособного строительства крупнотоннажных судов (танкеры, балкеры и газовозы дедвейтом свыше 80 тыс. тонн) в России необходимо провести модернизацию и строительство новых верфей в регионах с развитым судостроением. Понимая, что подобного рода пилотные проекты могут быть связаны с определенными рисками, государство, по мнению Виктора Христенко, должно быть готово разделить их со всеми участниками нового предприятия.
Как считает глава Минпромэнерго, такие проекты могут стать системообразующим фактором дальнейшей консолидации усилий государства и частного бизнеса в этом направлении. Как сказано в документе, подготовленном к выступлению Виктора Христенко в Госдуме (имеется в распоряжении Века), к 2015 году производство гражданской продукции в России должно составить 34% от общего объема товарного выпуска (в 2005 году 26%) при устойчивой тенденции к дальнейшему росту. При этом рост объемом судостроительной отрасли к 2015 году должен вырасти в 2,2 раза. Меры по развитию судостроительной отрасли сочетают в себе два вида регулирования как в общеэкономическом разрезе, так и на отраслевом уровне. С точки зрения промышленной политики важно то, что эти два множества зачастую пересекаются. При этом сегодня нужны тонкие, точечные меры и это характерно как для судостроения, так и для других отраслей промышленности, - считает Виктор Христенко.
Заметим, что предложения Минпромэнерго по развитию отечественного судостроения носят долгосрочный характер и требуют внесения пакета поправок в существующее законодательство. Причем, эти поправки можно объединить в условный проект Федерального закона О судостроении.
Именно поэтому Виктор Христенко и будет сегодня в Госдуме озвучивать планы правительства и Минпромэнерго с надеждой на то, что парламентарии ужу в ближайшее время смогут приступить к рассмотрению изменений в законодательные акты. Депутаты Госдумы сегодня будут проинформированы о том, что Минпромэнерго предлагает принять нулевые ставки НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся.
Министерство также предлагает ввести субсидирование процентных ставок по кредитам отечественных банков, а также затрат, связанных с использованием иных финансовых инструментов при постройке судов в России. Государство намерено принять участие и в софинансировании инвестиционных проектов, связанных с модернизацией производственных мощностей. Предложения Минпромэнерго по развитию отечественного судостроения включают в себя и комплекс мер по закреплению за российской промышленностью приоритетного права создания средств по освоению морского шельфа.
Предлагается также введение постепенного ограничения использования при каботажных перевозках, а также на внутренних водных путях иностранных судов и судов, построенных за рубежом. И, наконец, парламентарии будут сегодня проинформированы о том, что Минпромэнерго является сторонником создания механизма стимулирования строительства рыбопромысловых судов на отечественных предприятиях, а также развития системы лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного флота.
Заметим, что проблема развития отечественного судостроения стоит ужу давно. Причем, из года в год наблюдается не просто стагнация отрасли, а тенденция снижения объемов производства. К примеру, по данным Минпромэнерго, в январе-июне 2006 года судостроительная промышленность снизала выпуск продукции на 6,2%, при этом производство гражданских судов сократилось на 5,8%. Разрабатывая концепцию развития отрасли, Минпромэнерго еще осенью прошлого года заявляло, что абсолютно логичной видится ставка на развитие внутреннего рынка гражданского судостроения, где в ближайшие десять лет будет расти спрос на суда и технические плавсредства для освоения уникальных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе.
Главной задачей тогда Минпромэнерго поставило обеспечение размещения основного объема работ по созданию этой техники на российских предприятиях. Одним из шагов в этом направлении стало подписание в мае 2006 года контрактов между ОАО Совкомфлот и ФГУП Адмиралтейские верфи на строительство танкеров на общую сумму более 350 млн. долларов. Однако, приведенный пример всего лишь частный случай реанимации производства на одном отдельно взятом российском судостроительном предприятии.
Общая же картина такова в январе-июле 2006 года, по данным Росбалта, в России было построено всего 11 судов (морской танкер, 2 речных сухогруза и 8 судов обеспечения, в том числе 6 морских и 2 речных), в то время как в первом полугодии 2005 года на воду было спущено 14 кораблей. Во второй половине 2006 года ситуация в отрасли мало изменилась в лучшую сторону.