Вопрос завершения строительства железнодорожной ветки, которая соединит Якутск с Томмотом и Беркакитом, был рассмотрен на последнем заседании комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Мероприятие было посвящено состоянию воплощения дорогостоящих инфраструктурных проектов. Представители транспортного ведомства анонсировали запуск ветки-долгостроя на будущий год. В Минтрансе напомнили, что еще с лета 2014 года ветка используется во временном режиме. На постоянной основе ее можно будет эксплуатировать после того, как объект будет достроен в соответствии с нормативными требованиями. Новый контракт планируется подписать в скором времени.
Возведение магистрали длится с 2005 года. Тогда подрядчиком было избрано ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». На данный момент эта компания является банкротом. Сметная стоимость объекта оценивалась в 34 млрд. рублей, которые были выделены из федерального и местного бюджетов. Запустить ветку планировалось в 2012 году. Несмотря на то, что подрядчик де-факто не способен выполнить обязательства, формально соответствующий контракт остается в силе. Только после того, как он будет аннулирован в судебном порядке, государство сможет провести повторный конкурс и выбрать подрядчика, который завершит прокладку магистрали.
По мнению управляющего партнера Kirikov Group Даниила Кирикова, справиться со всеми формальностями и окончить строительные работы в будущем году возможно, ведь участок магистрали от Томмота до Нижнего Бестяха фактически уже используется, хотя и во временном режиме. Доводку же его до постоянных кондиций можно пролонгировать до 2018 года. Вложить в участок потребуется порядка 7 млрд. рублей. Большая часть этой суммы уже изыскана – 2 млрд. рублей выделены из казны Республики Саха, а 4 млрд. рублей в качестве займа под госгарантии взяли «Железные дороги Якутии». Завершающий этап работ, скорее всего, выполнит компания, подконтрольная Российским железным дорогам, считает Кириков.
В то же время, по словам старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, несмотря на то, что участок возведен на 95%, процесс может ощутимо тормозиться судебными тяжбами, связанными с банкротством «Трансстроя». Что касается режима временной эксплуатации, то он не позволяет пустить по линии пассажирские составы, напоминает Бодрова.