Как пояснили члены международной экспертно-журналистской группы Bellingcat*, при проведении собственного расследования обстоятельств крушения малазийского пассажирского лайнера они опирались на данные из открытых источников, в том числе на спутниковые снимки, сообщения в социальных сетях и данные геолокационных служб. Исследование получило название «MH-17 — потенциальные подозреваемые и свидетели из 53 зенитно-ракетной дивизии». В нем военнослужащие указанного подразделения названы вероятными участниками доставки огневой установки ЗРК «Бук-М1» на территорию Донецкой области.
Аналитики отмечают, чтобы транспортировать установку, а также привести ее в действие, необходимо четверо военных – рядовые водитель и оператор, заместитель начальника расчета в звании сержанта, а также начальник – со званием не ниже старшего лейтенанта. Именно группу военных, соответствующих этим критериям, искали эксперты. Они пришли к выводу, что доставить «Бук» на украинскую территорию могли военнослужащие дислоцированной в поселке Маршала Жукова в Курской области 53-й зенитно-ракетной бригады. На вооружении одного из ее дивизионов находилась установка с номером, первая цифра которого – 3, третья – 2, а вторая стерта. Именно о «Буке» с таким номером сообщали очевидцы, наблюдавшие данную установку под городом Снежное Донецкой области незадолго до авиакатастрофы.
Перечень военнослужащих второго дивизиона бригады эксперты нашли в соцсетях самих солдат. Затем при помощи их аккаунтов была отобрана группа вероятных участников транспортировки «Бука». На своих страницах эти военнослужащие разместили фотографии колонны военной техники, по которым эксперты установили координаты. Аналитики утверждают, что конвой возглавлял некто подполковник Дмитрий Т. Он же отвечал за доставку установки на Донбасс. Также эксперты настаивают, что о транспортировке «Бука» знал командир бригады Сергей Мучкаев. Однако решение о маневрах установки принималось на уровне главы Минобороны Сергея Шойгу, утверждают авторы доклада.
Напомним, Россия свою причастность к крушению МН-17 отрицает. В октябре прошлого года эксперты концерна «Алмаз-Антей» опубликовали результаты собственного расследования трагедии. В документе говорится, что лайнер был сбит ракетой, которая давно снята с вооружения российской армии.