18+
  1. Эксперты о едином дне голосования

Эксперты о едином дне голосования

Эксперты о едином дне голосования
В воскресенье, 14 октября, голосование идет в 77 из 83 регионах страны. Жители Амурской, Брянской, Рязанской, Белгородской и Новгородской областей выбирают губернаторов. Это первые с 2005 года выборы глав регионов в России.

Леонид Поляков, заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ:

Все поправки, которые внесены в избирательное законодательство в течение ближайшего года, направлены на то, чтобы сделать избирательный процесс более открытым, более доступным для контроля, чтобы он не вызывал сомнений, как у участников избирательного процесса, так и у наблюдателей. Здесь разные усилия предпринимаются, есть разные предложения, и я думаю, этот процесс будет существенно корректироваться. Но, во всяком случае, использование веб-камер для интернет-трансляции всего процесса голосования это уже очень значительный шаг.

Законодательство, которое ввело новые нормы создания партийных организаций в составе минимум 500 человек, переход к прямым выборам губернаторов – это несомненный процесс последовательной демократизации. Оба этих законодательных новшества максимально расширяют политические права граждан.

Инициатива по введению муниципального фильтра правильная, даже без всякой ссылки на опыт Франции, где на выборах президента необходимо собрать 500 подписей муниципальных политиков. Я считаю, что каждый претендент на пост губернатора в регионе должен иметь первоначально хоть какую-то минимальную поддержку среди муниципалов в регионе – глав организаций, мэров, членов заксобраний, городских дум и т.д. Если человек вообще не может собрать максимум 10 минимум 5 процентов голосов поддержки, как он вообще может управлять регионом?

Для улично-площадной оппозиции, белоленточного движения эти выборы пока мало что значат. А вообще эти партии еще не успели подготовиться к этим выборам и по-настоящему зарегистрировать свои партии.

Все опросы общественного мнения показывают, что население не сильно привлечено к этим выборам, если нет особенных скандалов или интриг. Я думаю обычная явка для такого уровня выборов – до 30 процентов. Могу предположить, что на губернаторских выборах она будет больше.

Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты:

Выборы и раньше были достаточно демократичными, ведь они выражали волю большинства. Владимир Путин был самым популярным политиком, и «Единая Россиия» была инструментом голосования за Владимира Путина. Сейчас произошла не столько демократизация выборов, но усиление политической конкуренции с введением губернаторских выборов. Часть власти переходит в регионы с передачей гражданам права избирать губернаторов. Кроме того, увеличивается влияние избирателей на политическую систему. С другой стороны, например, во Франции руководители провинций назначаются президентом, и никто не говорит, что это не демократическая система».

Увеличивается политическая конкуренция. Граждане сначала хотели, чтобы прекратилось большое количество малых партий, и было небольшое количество больших. И так было 10 лет. А сейчас они захотели, иметь множество малых партий. Они имеют право иметь такую конфигурацию партийного поля, которую предпочитают.

Мы видим, что муниципальный фильтр подвергается критике со стороны оппозиции. Но с другой стороны в нем есть большая логика, которая предполагает коммуникацию кандидатов с элитой, чтобы у них бала некоторая укорененность в регионе.

Выборы станут оглушительным успехом «Единой России». Оппозиция очень слабо себя проявила и ничего серьезного не противопоставила. Возможно разве что небольшое увеличение представительства оппозиции в городских советах. И этот успех «Единой России» будет многим казаться удивительным. Это свидетельствует о том, что Путин пользуется популярностью, что люди готовы доверять партии власти. А также о слабости оппозиции и невысокой эффективности протестных действий.

Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций:

Несомненно, что появление возможности выбора из нескольких кандидатов свидетельствует о демократичности выборов. Но, как ни парадоксально, открытость политического поля сопровождается менее активным увеличением деятельности самих политических игроков. То есть возможности предоставляются, но не все ими пользуются.

В этом смысле очень показательны выборы в муниципалитеты, которые сейчас стали одним из ключевых институтов в подготовке к муниципальным выборам, так как именно муниципальные депутаты теперь поддерживают кандидата в губернаторы при прохождении муниципального фильтра. Но как показала практика, большинство партий – и системных, и несистемных – в муниципальные выборы не идут. Что лишний раз свидетельствует, что во главу угла ставится коммерческая составляющая избирательной кампании и, прежде всего, федеральные выборы. В то время как наиболее болезненные и значимые для населения вопросы сосредоточены именно в муниципальной сфере – вопросы экологии, социального обеспечения, строительства и застройки. Так вот эти темы остаются без внимания, потому что муниципальный уровень не столь финансово привлекателен и политически интересен. Возможности расширились, но не до конца сформировались те силы, которые готовы на этом уровне конкурировать и предоставлять конкретные программы.

Так как отсутствует конкуренция, в большинстве случаев даже при явке в 30-35 процентов, «Единая Россия» может получить больше 50-ти процентов в большинстве муниципальных собраний. Это говорит о том, что должного интереса к этой жизненно важной (муниципальной) теме не проявляют другие политические силы.