Любопытно, что в последнее время в СМИ появилась информация о близости главы президентской администрации Сергея Собянина к тюменскому авиаперевозчику.
Напомним, что ранее ЮТэйром владели администрация Ханты-Мансийского автономного округа и мэрия города Сургут, однако в 2004 году они избавились от этих активов. Представители «Сургутнефтегаза» всегда официально отрицали свое отношение к компании. Однако косвенным подтверждением этого является тот факт, что представители нефтегазовой компании имеют большинство мест в наблюдательном совете «ЮТэйр».
Вместе с тем, совсем недавно, в «Русском курьере» прошла информация о том, что Сергей Собянин начал лоббировать развитие «ЮТэйра». Бывший тюменский губернатор, имеющий, по некоторой информации, интерес в значительном пакете акций этой авиакомпании, в последнее время озаботился ее рыночными перспективами. Сейчас рассматривается вопрос увеличения присутствия «ЮТэйр» в тех регионах, где главная роль в решении о допуске на рынок неместных игроков отводится губернаторам. В частности, «ЮТэйр» получила права на рейсы из аэропорта «Казань», причем на те маршруты, которые ранее намеревалась развивать авиакомпания «Татарстан“.
Исходя из этого, можно предположить, что структуры Богданова владеют ЮТэйром, чисто номинально. Ведь представители «Сургутнефтегаза» уже исполняли роль посредника при перепродаже активов «ЮКОСА». Так, на аукционе такую же неизвестную «Байкалфинансгруп» (БФГ) представляли начальник управления организационных структур “Сургутнефтегаза“ Игорь Минибаев и первый заместитель начальника финансового управления этой нефтегазовой компании Валентина Комарова. Но “Сургутнефтегаз» и тогда официально не признался в причастности к БФГ.
Конечно, ни у кого нет никаких доказательств того, что «Сургутнефтегаз» представляет интересы Собянина» в ЮТэйре. Однако, примечателен тот факт, что как только г-н Собянин начал косвенно покровительствовать ЮТэйру, у авиакомпании странным образом все проблемы стали решаться в ее пользу. Так, в начале этого века компания «Тюменские авиалинии» была основным перевозчиком в регионе. Но к 2003 году она была доведена до банкротства. Любопытно то, что Российский фонд федерального имущества (РФФИ) планировал продать с аукциона государственный пакет акций авиакомпании объемом 75%. Вместе с тем, в аппарате полпреда президента в УрФО и в Министерстве транспорта России «Тюменские авиалинии» не раз упоминались в числе тех компаний, на базе которых собирались создать авиахолдинг в масштабах Уральского федерального округа. Но этого не произошло, «Тюменские авиалинии» были обанкрочены, и лидером перевозок стала ЮТэйр.
Так же легко удалось ЮТэйру обойти скандал с аудиторской проверкой, проводимой фирмой МИН. Как утверждали аудиторы, руководство авиакомпании «ЮТэйр» исказило годовую финансовую отчетность, показав вместо убытка прибыль. Эксперты полагают, что сделано это было для того, чтобы компания выглядела более привлекательной перед размещением облигационного займа на 1 млрд. рублей. Для любой другой компании это просто так не обошлось бы. Но менеджеры заказали другую проверку, которая показала «правильные» результаты.
ЮТэйр благополучно обходил и другие скандалы. За период с 1 января 2006 года по 16 марта 2007 года в авиакомпании ЮТэйр произошло 22 инцидента, связанные с недостатками в деятельности летного состава. Такие цифры могли бы стоить лишения лицензии. Однако претензии возникли только у стран Евросоюза. В России же к авиакомпании никаких вопросов не возникло. Не говорит ли это о покровительстве со стороны кремлевской администрации?
Тайной остается и история с приобретением аэропорта Рощино. Напомним, что государство избавлялось от 100% собственности в терминале. Коллектив аэропорта был категорически против этого. По мнению генерального директора ОАО «Аэропорт «Рощино» Владимира Полякова, контрольный пакет не должен продаваться в частные руки. «Государство избавляется от этого вида бизнеса, считая его неэффективным. Для коллектива предприятия было бы логичным приобрести часть акций, чтобы влиять на его деятельность, — комментирует он ситуацию. — В свое время, когда акционировались «Тюменские авиалинии», сотрудники этой авиакомпании приобрели часть акций своего предприятия. Но после банкротства «Тюменских авиалиний» эти акции превратились в бумагу. Сейчас мы снова могли бы выступить акционерами, предположим, части имущества». Но, увы, этого им не дали сделать.
Ничего не вышло и у всемогущей Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которая считала недопустимым вхождение ЮТэйра в состав акционеров. По мнению руководства ФАС, приход в Рощино ЮТэйра, в свою очередь, повлек бы за собой ограничение конкуренции на рынке авиаперевозок и доминирующему положению компании. Поэтому к торгам перевозчик не был допущен.
Зато, наравне с Аэрофлотом, в аукционе участвовали ЗАО „Тюменьспецавиа“, ООО „Атон. Корпоративные финансы“, и ООО „Инвестиционные консультации“. Заметим, что если Аэрофлот и «Атон», довольно известные игроки на рынке, то две другие структуры малоизвестны, но, по мнению экспертов, имеют непосредственное отношение к ЮТэйру. Так, в ряде СМИ указывалось на то, что „Тюменьспецавиа“ аффиллировано с тюменским перевозчиком, а ООО «Инвестиционные консультации» возглавляет менеджер управляющей компании „Регион Девелопмент“ Игорь Панкратов. В свою очередь, заметим, последняя структура зачастую выступает в интересах ЮТэйра.
В настоящее время в планах авиакомпании дальнейшее расширение своего бизнеса. Как утверждает генеральный директор ЮТэйр Андрей Мартиросов, перевозчик рассматривает возможность создания холдинга, в который могут быть включены все аэропорты авиакомпании. Сейчас ЮТэйр располагает пятью собственными аэропортами в Ноябрьске, Березово, Игриме, Мыс-Каменном и в Тазовском, в которых осуществляет аэропортовую деятельность. Авиакомпания владеет 45,5 % акций аэропорта в Кондинске, 26 % — аэропорта в Сургуте. Недавно стало известно, что ЮТэйр приобрела у алмазодобывающей компании „АЛРОСА“ 51 % акций.
Планируется, что компания будет участвовать в покупке аэропорта «Салехард», куда ее ранее не допускала авиакомпания «Ямал», где гендиректором, а по совместительству и личным пилотом ямальского губернатора является Василий Крюк. Однако, после того, как «Ямал» влился в Аэрофлот, препятствий у ЮТэйр, скорее всего не будет, тем более если у перевозчика такой высокопоставленный покровитель.