18+
  1. За что Чемезов получил французский орден

За что Чемезов получил французский орден

За что Чемезов получил французский орден
Накануне на сайте ИА «Руспрес» был размещен материал, рассказывающий о взаимоотношениях главы «Ростеха» Сергея Чемезова с иностранными партнерами. Предлагаем его вниманию читателей «Века».

Директор госкорпорации «Ростех» в обмен на бижутерию подарил Франции €213 млн, а члены его клана за бесценок сливают вертолёты Египту.

Получив от президента Франции орден Почётного Легиона, глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов на церемонии награждения многозначительно подчеркнул, что «это в некоторой степени аванс». Тем самым он дал понять, что с лихвой готов отработать статусную бижутерию, но требует и получку, неукоснительно следующую за авансом.

«Мистрали» на поводке НАТО

На тело Чемезова повесили модный аксессуар 9 марта 2010 года, а уже 24 декабря Россия и Франция подписали контракт €1,163 млрд. по строительству двух десантных вертолётоносцев типа «Мистраль». Для России контрактные условия, пролоббированные главой «Ростеха» и его другом — тогдашним министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, оказались вредительскими. Представители Военно-промышленной комиссии при правительстве назвали решение о закупке «Мистралей» «нелепым», поскольку корабль категорически не подходил к боевым задачам и техническим требованиям российского флота. Вице-премьер Дмитрий Рогозин был вынужден проводить простейший ликбез и предупреждать друзей «Ростеха» о том, что в РФ для вертолётоносцев не производится нужное топливо. Заправка «Мистралей» во время морских походов возможна только танкерами с сертифицированными в НАТО системами контроля качества ГСМ, отсутствующими у России.

Но Сердюков и Чемезов настояли на своем. Свыше миллиарда евро было потрачено на корабли, не пригодные для актуальных боевых задач и не способные их выполнять без помощи основного стратегического противника. За такой подарок для московского папуаса белым господам было не жалко ни ордена, ни стеклянных бус, ни даже кольца в нос. Удивительно, что на такое украшение поскупились американцы, для которых глава «Ростеха» тоже сделал немало. Как ранее сообщалось агентством «Руспрес», все технические данные, необходимые для модификации вертолетов Ми-17В5 переданы оффшору Airfreigt Aviation Ltd из Объединенных Арабских Эмиратов — бери и пользуйся!

Сделка по закупке «Мистралей» осуществлялась через «Рособоронэкспорт». Эту структуру ранее возглавлял сам Чемезов, а после его ухода в «Ростех» — чемезовская марионетка Анатолий Исайкин. «Рособоронэкспорт»,как государственный посредник, мог рассчитывать на несколько процентов от суммы сделки. Кроме того, лично Сердюкову и Чемезову, по данным источников в российском ВПК, от французской стороны заинтересованным лицам достался солидный откат, в несколько раз превышающий легальный процент «Рособоронэкспорта».

Двойная бухгалтерия министра Мантурова

К счастью для отечественного флота, после присоединения Крыма Франция разорвала договор, и России даже вернули €949,8 млн. Ставленник Чемезова — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров бодро заявил, что «из-за курса это получается в два раза больше, поэтому как раз в рублевой массе выиграли ровно в два раза». Но на самом-то деле России перечислили на €213,2 млн меньше, чем она заплатила! Где эти деньги? Целиком остались у французов? Или же парижские партнеры принципиально отказались возвращать нелегальные комиссионные, уже оприходованные счастливым обладателем ордена Почётного Легиона?

Ответить на эти вопросы должно парламентское расследование, начатое во Франции по требованию оппозиции. А пока Денис Мантуров в мечтах о кресле вице-премьера правительства РФ продолжает жонглировать цифрами, чтобы доказать свою профпригодность. Выступая на недавнем Гайдаровском форуме, господин Мантуров порадовал участников грандиозными «успехами» подведомственной министерству и «Ростеху» корпорации «Вертолёты России». Если верить цитате Мантурова из материала государственного агентства «РИА Новости», за прошедший год чистая прибыль холдинга достигла 60 млрд. рублей — якобы втрое больше, чем в 2014-ом году, когда она же равнялась 20,7 млрд.

Неужели это правда? Цифры можно легко проверить по СПАРК-Интерфакс и другим системам, данные которых основаны на официальной корпоративной отчетности «Вертолетов России». Чистая прибыль концерна в рублях составила в 2011 году — 19 млрд 51 млн 616 тыс, в 2012 году — 3 млрд 662 млн 499 тыс, в 2013 году — 997 млн 296 тыс, в 2014 году — 975 млн 841 тыс, в 2015 году без 4-го квартала — 13 млрд 296 млн 357 тыс рублей.

Как видите, в 2014 году не то что 20 млрд — нет даже одного миллиарда рублей, а за три квартала прошлого года накопилось чуть больше 13 млрд. Сумма, конечно, значительно больше, чем в провальные 2013-14 годы, и даже перекрывает итоги удачного 2011 года. Но не надо забывать, что пять лет назад доллар с евро держались на уровне 30 и 40 рублей, а сейчас стоят в два раза дороже. Поэтому министр занят тем же жульничеством, которое сошло ему с рук в истории с возвратом денег за «Мистрали». Мантуров с наглостью профессионального шулера пытается представить прибыль от экспортных (долларовых) сделок «Вертолётов России» куда большей, чем она является в реальности.

Но даже если предположить, что за все вертолёты в 4-ом квартале заплачено по максимуму, — 60 млрд. не получается. Согласно информации самих «Вертолётов России», с октября по декабрь ими продано 6 Ми-8 и его модификации — Ми-171 для отечественных клиентов, 5 Ми-171 для Бангладеш и 4 Ка-32 для Китая. С учетом текущих цен для российских клиентов и заказчиков, а для также импортных валютных цен можно говорить о цифре в пределах 15 млрд.

Добавим не отмеченный на сайте «Вертолётов России», но подтверждённый директором холдинга Александром Михеевым контракт на продажу Египту 46 вертолётов Ка-52 «Аллигатор», предназначенных как раз для злополучных «Мистралей», перекупленных египтянами у Франции. Вертолёты будут собраны в цехах авиазавода «Прогресс» Приморского края. Ранее сообщалось, что экспортная цена такой машины $20 млн, что даёт компании Михеева ещё примерно столько же.

Суммируем эти два слагаемых, добавляем для точности некоторые доходы от контрактов, не связанных с поставками вертолётов (например, обслуживание машин ранее закупленных Мексикой и Южной Кореей). И получается, что глава минпромторга привирает совсем немного — всего-то процентов на 50.

Египетский демпинг «Ростеха»

Но за сколько продали вертолёты Египту на самом деле? Александр Михеев и Сергей Чемезов скрывают цену, зато в открытом доступе обнаруживаются очень интересные документы. Вертолёты поставляются согласно государственному контракту № Р/1481874121471-1531889. На него между «Вертолётами России» и «Альфа-банком» 1 декабря 2015 года оформлен договор поручительства на $350 млн. Ранее планировалось подписать на $500 млн, а потом сумма по неизвестным причинам была снижена на 30%. 46 штук «Аллигаторов» действительно обойдутся Египту столь дешево? Если так, то хорошо, если выйдет по себестоимости, а не в убыток.

Есть все основания считать, что в 2016 году показатели «Вертолётов России» существенно ухудшатся. Конкурирующий франко-германский концерн Airbus Helicopters успешно запускает в Румынии производство транспортных вертолётов Super Puma и готовится открыть центр по их модернизации в Сербии. Американская корпорация Sikorsky Aircraft ведёт сборку аналогичных по назначению машин UH-60 Black Hawk в Турции и Польше. Российская техника вытесняется даже из дружественных стран. Сербские власти обсуждают вопрос замены российских Ми-8 и устаревших французских Gazelle на вертолёты Airbus Helicopters, а 6 машин европейского концерна приобрела Боливия.

Что могут противопоставить «Вертолёты России»? Отказ от собственных разработок в пользу отвёрточной сборки итальянских AW139 и американских Bell 407GXP? Приватизацию самих себя не то в пользу разработчика AW139 – итальянской компании AgustaWestland, не то в пользу собственных «эффективных менеджеров» во главе с Михеевым и доверенных партнёров, типа подозреваемого в мошенничестве и организации нападения на журналиста Олега Кашина гендиректора АО «Заслон» Александра Горбунова? Или тотальный демпинг, как в мутной сделке с «Аллигаторами» для Египта?

О подробностях последней истории журналисты агентства «Руспрес» готовят отдельное расследование, а пока отметим, что «бизнес» клана Сергея Чемезова очень напоминает советские поставки тому же Египту, Ливии и другим «прогрессивным странам Третьего мира». Военной техники для войны против Израиля эти государства получили на десятки миллиардов долларов — один Египет приобрёл оружия на $3 млрд, но оплачена реальными деньгами была лишь ничтожная часть. Последние долги — $9,8 млрд Сирии, $4,5 млрд Ливии и $12 млрд Ираку списаны уже в 21 веке.

Казалось, с подобной «благотворительностью» покончено. Но, судя по египетскому контракту чемезовских «Вертолётов России», старые времена возвращаются. Только если в СССР арабо-африканских друзей безвозмездно вооружали из соображений высокой политики, сейчас совсем другие времена. Совершенно не верится, что Сергей Чемезов столь же бескорыстен, как его советские предшественники. И тем более подобные мотивы нельзя приписать его нынешнему подчиненному — индустриальному директору по авиационному кластеру «Ростеха» Анатолию Сердюкову.

Само собой, кто-нибудь из этих двоих с удовольствием примет от президента Египта высшую награду страны — орден «Ожерелье Нила» и главный дамский знак отличия «Орден Добродетельности» для любовницы или законной жены. Думается, что супруга главы «Ростеха» и полноправная участница семейной коммерции Екатерина Игнатова с удовольствием похвастается такой безделушкой перед своей подругой Тиной Канделаки.