Полный перечень награжденных сразу же вызывает в памяти известную басню Ивана Крылова о кукушке и петухе, которая завершается такими словами: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку». Достаточно сравнить партнеров премии (читай, тех, кто оплатил мероприятие) с перечнем награжденных. Ба, это одни и те же лица, партнеры конкурса: «Росатом», «Интер РАО», «Фортум», «Shneider Electric» и группа компаний «Системы и технологии». Эти же компании присутствуют среди награжденных. В «Интер РАО» наградили Николая Горелова как «лучшего пресс-секретаря ТЭК», второй награжденный – Игорь Демин из «Транснефти». ОАО «Росэнергоатом» отмечен за PR-проект «Когда из разрушенья творятся токи новых сил…» (о расщеплении ядра U233), а МРСК «Северного Кавказа» - за PR-программу «Год поэзии», посвященную Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Отлично, что МРСК «Северного Кавказа» вспомнили о Лермонтове, но какое отношение этот великий русский поэт имеет к электроэнергетике? ЗАО «Электрические сети Армении», которое является 100-процентной дочерней компанией ОАО «Интер РАО», вполне может оплатить пропаганду творчества великого мариниста Айвазяна (Айвазовского), но это не отменит того факта, что на днях комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) Армении приняла решение оштрафовать «Электросети Армении» на 20 млн. драмов. А Николай Горелов справедливо не стал широко распространяться о том, что в конце 2014 года его компания заключила соглашение о поставках электроэнергии «братскому» киевскому режиму.
Умиляет награждение господина Демина из «Транснефти». Компания по плану Минэнерго качает нефть из точки А в точку Б по тарифу, устанавливаемому Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Что пиарит Демин – точку А, точку Б или лежащую на глубине пяти метров трубу с нефтью?
Награждение Демина еще более удивительно тем, что сама ведущая отметила – большинство сообщений в течение года в области ТЭК было посвящено не компании «Транснефть», а «Роснефти» и лично главе этой компании Игорю Сечину. Отсюда можно предположить, что офицер спецслужб Демин занимается раскручиванием генерала спецслужб Сечина. Причем, скорее всего, осваивая бюджеты «Роснефти», – на пиар у этой компании согласно раскрытию на сайте торгов уходит в год несколько миллиардов рублей против нескольких миллионов «Транснефти»… Впрочем, есть и другое предположение, откуда может черпать ресурс «лучший пресс-секретарь ТЭК» - расходы на благотворительность самой «Транснефти». Они с лихвой покрывают весь пиар-бюджет, находящийся в распоряжении вице-президента «Роснефти» Михаила Леонтьева.
Профессионалы знают, что награждать надо за результаты. Среди длинного перечня компаний, журналистов и экспертов не вызывает, пожалуй, возражения награждение ОАО «РусГидро» «За активную коммуникационную работу и масштаб реализуемых задач». И то, целью хорошо спланированной кампании была не столько сама компания, сколько ее руководитель Евгений Дод, который кому-то в верхах очень не нравится.
На междусобойчик крупнейших компаний энергетики и ТЭК можно было бы вообще не обращать внимания (ну, пусть сами себя хвалят), если бы вне поля зрения Минэнерго не остались бы те компании, деятельность пресс-служб и пиар подразделений которых принципиально влияют не только на успешность самих компаний, но и на общее состояние дел в энергетической отрасли – это производители оборудования для нефтегазовой и энергетической отраслей и нефтесервисные компании. Да, деятельность их пресс- и PR-служб не имеет целью пускать пыль в глаза широким слоям телезрителей и газеточитателей. Эти службы работают на целевую аудиторию – потребителей их продукции и услуг, причем на действительно высококонкурентном рынке. Более того, деятельность коммуникационных подразделений этих компаний особенно важна в условиях санкций и провозглашенной руководством страны стратегии на импортозамещение.
Анализ деятельности коммуникационных служб этих компаний требует отдельного серьезного исследования. Но сразу можно признать правоту гендиректора Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина, который перечисляет огромные достижения производителей в рекламе своей продукции, в позиционировании брендов, а также в создании положительного имиджа руководства.
Почему Минэнерго не желает замечать успехи коммуникационных служб производителей нефтегазового оборудования и сервисных компаний, неразрывно связанных с реальными достижениями этих компаний? Наверное, потому, что эти компании - не монополисты и у них нет сверхдоходов, чтобы покупать лояльность «экспертов» Минэнерго по пиару - другого объяснения не просматривается.