Законопроект был внесен в Госдуму с подачи депутатов, а точнее – «единороссом» Владимиром Васильевом. Он стал результатом предложений министерства финансов и депутатов различных фракций и был откорректирован после совещания у Владимира Путина. Как отмечено в заключении к документу: «Правительство РФ поддерживает законопроект». Ожидается, что первое чтение инициативы пройдет 11 ноября, примут его до 19 ноября, а опубликуют до 1 декабря.
Инициатива должна создать механизм, который будет препятствовать использованию низконалоговых юрисдикций для создания преференций и получения налоговой выгоды без основательных на то причин. Принятие закона также поможет облагать налогом нераспределенную прибыль контролируемых иностранных компаний.
Документ определяет несколько ключевых моментов. В Налоговый кодекс предложено внести такие понятия как «контролируемая иностранная компания» и «контролируемое лицо». К первой категории отнесут иностранные предприятия, которые не являются налоговыми резидентами страны, и корпоративные структуры, которые образовались без создания юридического лица и согласно законодательству другой страны. Ко второй категории отнесут физических и юридических лиц, на долю которых приходится больше 25% акций организации. При условии, что в данной организации не более 50% приходится на всех участников, являющихся налоговыми резидентами РФ, такой порог для лиц составляет 10%. Также уточняется, что если «контролируемое лицо» – физическое лицо, то его доля рассчитывается из суммы долей его супруга/супруги и несовершеннолетних детей.
Кроме того, в законопроекте определены условия, при которых иностранное предприятие не признается контролируемым. Так, к этой категории отнесли иностранные организации, у которых эффективная ставка налогообложения прибыли составит не меньше 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль.
Чтобы сохранить уровень конкурентоспособности отечественных предприятий за рубежом, авторы законопроекта также предлагают уделить больше внимания вопросам увеличения доли лица для признания иностранной организации контролируемой, и вопросу снижения эффективной налоговой ставки для непризнания иностранной организации таковой.