По сути дела чиновника сняли за то, за что еще неделю назад Владимир Путин отчитывал главу Минздравсоцразвития Михаила Зурабова (президент РФ публично обвинил его в недальновидности и сбое в программе льготного обеспечения лекарствами), под которым, как тогда показалось, зашаталось кресло. Вчера выяснилось, что виновным был назначен совершенно другой руководитель.
Заметим, что проколов в своей работе Михаил Зурабов, несущий ответственность за реализацию широкомасштабных, имеющих большой социальный резонанс, за последние шесть лет допустил немало. Начатая в 2001 году пенсионная реформа привела к тому, что в 2006 году дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) достиг 94 млрд. рублей, который пришлось покрывать из средств Стабфонда (бюджет ПФР на 2007 год, одобренный на днях правительством, предполагает выделение из федерального бюджета 88 млрд. рублей).
Господин Зурабов, как автор программы обеспечения льготных категорий граждан лекарствами, ответственен и за то, что она дает сбой. Задолженность государства перед поставщиками, производителями и банками, которые кредитуют программу ДЛО, в настоящее время превышает 20 млрд. рублей, из-за чего поставщики отказываются выполнять взятые на себя обязательства полностью. Глава Минздравсоцразвития имеет отношение и к самому скандальному проекту по монетизации льгот, вызвавшему бурю негодования среди пенсионеров. Хотя правительство и признало, что при реализации закона были допущены ошибки, и попыталось часть из них исправить, имя Михаила Зурабова ассоциируется теперь у людей старшего поколения с отнятыми у них льготами, право на которые они зарабатывали своим честным трудом на протяжении многих лет.
Сегодняшнюю ситуацию на рынке ДЛО иначе, как катастрофической, назвать нельзя. По данным Владимира Путина, в настоящее время льготники, оставшиеся в программе дополнительного лекарственного обеспечения (таковых сегодня насчитывается 8,7 млн. человек, для лечения которых требуются дорогостоящие препараты) не могут приобрести от 30% до 70% необходимых медикаментов.
Как напоминает Газета.RU, программа ДЛО на 2007 год должна была финансироваться из двух источников: федерального бюджета и средств, заложенных на программу медицинского страхования территориальными фондами ОМС. Государство на программу ДЛО выделило только 34 млрд. рублей, остальные средства при необходимости должны были добавлять регионы. Однако территориальные фонды карты переиграли, самовольно рассчитав лимит на допустимое количество выписываемых льготникам медикаментов и даже их дозировку.
Выделенные на ДЛО 34 млрд. рублей просто поделили на число льготников, и, таким образом, месячный рецепт для страдающих гемофилией, онкологическими заболеваниями, рассеянным склерозом и диабетом стал стоить всего около 400 рублей, в то время как стоимость рецепта для больного одним из этих заболеваний может достигать 100 тыс. рублей в месяц. Превышение лимита территориальные фонды ОМС не оплачивали, а врачам запрещали выписывать рецепты на большую сумму.
Заметим в связи с этим, что именно Рамил Хабриев должен был на днях внести в Генпрокуратуру представление по поводу незаконной деятельности территориальных фондов ОМС. Именно глава Росздравнадзора отлаживал работу программы ДЛО в самые кризисные для нее периоды. Кроме того, по словам президента Всероссийского общества гемофилии Юрия Жулева, Рамил Хабриев был тем чиновником, кто тесно сотрудничал с общественными организациями и смог во многом снять ту социальную напряженность, которая возникла в обществе как ответ на работу Минздравсоцразвития.
Как считает Юрий Жулев, проблемы с ДЛО возникли с момента ее запуска и были системными, поэтому непонятно, каким образом виноватым оказался глава Росздравнадзора. Этот орган мог фигурировать, если бы неверно был дан прогноз или статистика. Минздравсоцразвития в свое время не просчитало механизмы выхода льготников из программы ДЛО, в результате чего и сложился дефицит финансирования, - заявил он Газете.RU.
Впрочем, эксперты полагают, что непотопляемость Михаила Зурабова имеет свое объяснение. Этот чиновник вполне может быть назначен Кремлем крайним и использован в качестве громоотвода общественного недовольства. Если это действительно так, то надо сказать, что роль этакого ритуального барана, которого рано или поздно принесут в жертву, господин Зурабов исполняет достаточно профессионально. Не заламывает пальцы, хорошо держит паузу (в Госдуме на правительственном часе он уже не был несколько месяцев), не спешит подавать заявление об отставке.
Словом, чувствуя надежную поддержку режиссера, уверенно держится перед публикой. Политологи считают, что жертвенный час для главы Минздравсоцразвития вполне может совпасть с предстоящими выборами, когда его могут назначить ответственным за все возможные грехи и отправить в отставку, а то и под суд отдать. Не исключен и вариант того, что судьбу Михаила Зурабова будет решать уже вновь избранный президент, которому предоставят хорошую возможность показать россиянам, насколько глубока его забота об обществе.