18+
  1. Алексей Яблоков

Алексей Яблоков

В вопросе "байкальской трубы" много политики. Озеро Байкал, являющееся объектом всемирного природного наследия, вновь стало заложником беспринципных игр, которые ведут российские чиновники.

Не так давно депутаты Госдумы приняли Водный кодекс, который ставит Байкал на грань экологической катастрофы. Дело в том, что компания "Транснефть", ведущая строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", намерена проложить его всего в 800 метрах от берега озера.

Прокомментировать ситуацию вокруг озера Байкал газета "Век" попросила известного российского эколога профессора Алексея Яблокова, возглавляющего оргкомитет партии "Союз Зеленых России" ("Зеленая Россия").

Как вы охарактеризуете тот факт, что депутаты Госдумы по сути пролоббировали интересы нефтяной компании, исключив из Водного кодекса статью, устанавливающую водоохранную зону Байкала в пределах 2-5 км?

А.Я.: В английском языке есть такое выражение "rubber stamp" для ситуации, когда решения принимаются без обсуждения по указанию сверху. Это как раз такой случай.

Проект компании "Транснефть" нашел поддержку со стороны государства. В частности он был одобрен Росприроднадзором, о чем недавно заявил Олег Митволь. Со второго захода государственная экологическая экспертиза показала, что никаких экологических препятствий на пути строительства нефтепровода не существует.

А.Я.: В первом составе экспертной комиссии были действительно специалисты, и подавляющее большинство из них (кажется 46 из 54) проголосовали против трубы на берегу Байкала. Потом к ним добавили еще, говорят, 35 "экспертов". При этом на обсуждении в таком расширенном составе не были эксперты из региона. Верить такой "составной" комиссии мы просто не имеем права. Это все равно, что верить показаниям, данным под пыткой.

Мне Олег Львович Митволь как-то сказал, что он пришел на госсулужбу не из-за денег, а для того чтобы сделать что-то полезное для страны. И к всеобщему удивлению действительно немало чего хорошего сделал, защищая интересы государства. Но теперь он, похоже, взял под козырек и защищает интересы не государства, а отдельно взятой компании под названием "Транснефть". В своем недавнем интервью он сказал, что сейчас опасность перевозки нефти цистернами по железным дорогам больше, чем от будущей трубы. Это неверно: перевозка нефти цистернами около Байкала очень опасна, однако риск от трубы многократно больше.

В свое время компания "ЮКОС", принадлежавшая Михаилу Ходорковскому, хотела построить практически такой же нефтепровод, затрагивающий водоохранную зону Байкала. Тогда государство запретило строительство по экологическим причинам. Теперь совсем другая история нефтепровод проектирует государственная компания "Транснефть". Выходит, что все решает политическая конъюнктура и никому нет дела до Байкала?

А.Я.: Анализ показывает, что в вопросе "байкальской трубы" политики много больше, чем представляется. Я уверен, что упорство властей связано вовсе не с желанием обязательно погубить Байкал, а с нежеланием дать возможность ускоренного развития Якутии. Если труба пройдет севернее, тогда Якутия получает выход на мировой рынок со своими немалыми запасами нефти. И тогда она, и сейчас не особенно послушная Кремлю, станет еще более самостоятельной (а Якутия это 20% территории России).

Как вы прокомментируете позицию российской Общественной палаты по этому вопросу? В этой ситуации промедление смерти подобно, однако ОП не спешит проводить заседание, посвященное Байкалу.

А.Я.: Общественная палата сохранила лицо, приняв принципиальное заявление фактически против трубы. Сейчас, вероятно после неудовольствия сверху, ее руководство пытается смягчить ситуацию. Я не слышал о планах ОП проводить специальное заседание "по трубе". Кстати, для престижа и рейтинга В.В. Путина было бы полезно отвести трубу от Байкала, откликаясь как раз на это заявление Общественной палаты.

Олег Митволь заявил, что "необходимо сделать все возможное, чтобы риска попадания нефтепродуктов в объект Всемирного наследия просто не существовало". Как вы считаете, на 100 процентов исключить возможность загрязнения Байкала это реально?

А.Я.: Откройте справочники, и посмотрите, какие землетрясения были на Северо-Восточном фланге Байкальской рифтовой зоны. В том числе в 1725 году и 1957 годах - 11-12 баллов. Трещины при этом были шириной в несколько метров. Никакая "умная" труба не может растянуться даже на метр. Кто рискнет утверждать,; что крупных землетрясений не будет в течение 20 ближайших лет? За последние годы в этой зоне крупные землетрясения были в 1957, 1958 (два), 1967 и 1989 годах. Как поется в известной песне, "думайте сами, решайте сами ".

Президент России намерен поручить МЧС провести оценку рисков строительства нефтепровода. Спасет ли это Байкал?

А.Я.: Конечно, не спасет. Это намерение, о котором широко говорят, очередная дымовая завеса. Шойгу, кажется, еще до проверки сообщил, что никакой опасности не видит. Как после этого его подчиненные смогут заявить противоположное?

Что будет делать для спасения Байкала "Зеленая Россия"?

А.Я.: Вчера я вместе с активистами "Зеленой России" стоял в пикете у здания центрального офиса "Транснефти" в Москве. "Зеленая Россия" вместе с тысячами иркутян, представителями самых разных партий и общественных движений была на грандиозном митинге в Иркутске месяц назад. Мы будем всеми доступными нам методами и средствами бороться против осуществления этих опасных для России планов. Байкал дороже нефти!

Сделаем это по-быстрому. Чиновники предпочли нефть Байкалу.