Как вчера заявил вице-президент некоммерческого объединения Национальный союз участников алкогольного рынка (СУАР) Петр Каныгин, выступая на 9-й международной конференции Торговля в России, в РФ за 9 месяцев 2006г. было ввезено 50-60 млн. фальшивых федеральных специальных марок. По его словам, марка перестала быть пломбой, и зачастую продавец не знает, что продает. Кроме того, в рознице нет инструментов, которые могут определять подлинность акцизной марки. Напомним, что, в соответствии с новой редакцией закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя, введен новый порядок маркировки алкогольной продукции. Продавать спиртное со старыми (выданными до 31 декабря 2005г.), специальными (для отечественных производителей) и акцизными (для импортеров) марками с 1 июля 2006г. запрещено. Такая продукция подлежит изъятию и размещению на специальных складах.
Между тем, по данным Счетной палаты, в первом квартале 2006 года бюджет недополучил только по акцизам доходов на сумму не менее 14,7 млрд. руб. В сообщении Счетной палаты также говорится, что в январе-июле оборот нелегальной алкогольной продукции увеличился на 10 млрд. руб. Такая цифра идет вразрез с недавним заявлением главного санитарного врача Геннадия Онищенко, по данным которого, за время кризиса россияне стали меньше травиться паленым алкоголем.
Тем временем по России прокатилась волна смертельных отравлений спиртным. В Старом Осколе в сентябре инвалидами стали 170 человек, пятеро отправились в мир иной; в Тверской области количество отравившихся спиртосодержащей жидкостью за минувший месяц достигло сотни человек; диагноз токсическое отравление печени за минувшую неделю поставлен двадцати пациентам. По подсчетам, по всей России в течение трех летних месяцев алкоголем отравились 18-20 тысяч человек; многие весьма серьезно, с непоправимым ущербом здоровью.
Причины этого лежат на поверхности: перманентный кризис с законным оборотом алкогольной продукции, в результате которого подпольный бизнес не просто процветает давит легальных производителей объемами и оборотами. Если год-полтора назад, до бездарной замены акцизных марок и атаки главного санитарного врача державы г-на Онищенко на Грузию и Молдову, подпольные торговцы спиртным, по оценкам специалистов, контролировали около тридцати-сорока процентов алкогольного рынка, то сегодня эта доля выросла до 50-60 процентов. А поскольку контроля над ними нет никакого, в средствах дельцы особо не стесняются.
Даже официальные производители алкоголя умудряются сегодня работать на сторону, не говоря уже о тысячах винокурен, имеющихся сегодня практически в каждом среднем по величине городе. За год легальное предложение водки и других алкогольных напитков составило 132 млн. дал., а через розницу продано свыше 200 млн. дал. Разница в более чем 68 млн. дал. дает представление о нелегальном производстве спиртного в стране. Причем, основной объем алкогольного контрафакта составляют крепкие напитки, т.е. водка. Но и это еще не все: скрытое от статистики производство самогона и паленки, реализуемых из рук в руки, по объемам сравнимо с контрафактом. По экспертным оценкам, в стране с учетом нелегального оборота ежегодно продается около 250 млн. дал. крепкой алкогольной продукции, то есть почти в два раза больше официально зарегистрированного.
Впрочем, большинство участников алкогольного рынка идею замены акцизных марок одобряют, но при этом замечают, что уповать на защитные признаки подлинности продукции можно лишь в том случае, если они устойчиво идентифицируются на всех уровнях обращения товара: от производства до потребления, на уровне реализации и на экспертно-криминалистическом уровне.
Между тем, специалисты Роспотребнадзора недавно обнаружили, что в московских магазинах появились в продаже такие запрещенные к обороту грузинские вина, как Хванчкара, Киндзмараули, Алазанская долина и Ахашени, произведенные, однако, не в бывшей республике СССР, а в России компаниями РОИАЛ (г. Железнодорожный Московской области) и Самтрест-Санкт-Петербург. Проведенные исследования данной продукции выявили ее несоответствие установленным требованиям, именно поэтому ее производство и оборот были запрещены. Согласно документации, названная алкогольная продукция была изготовлена в сентябре 2006 г., то есть после введения запрета на ввоз в Россию вина и виноматериалов из Грузии.
Это обстоятельство дало повод Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека объявить на днях о грядущих проверках предприятий, производящих алкогольную продукцию, чтобы не допустить изготовление алкоголя из виноматериалов грузинского производства, завезенных в Россию под видом продукции других стран. Как сообщается в связи с этим в письме главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко Об усилении надзора за вином, при выявлении подобных фактов производство и реализация продукции должны быть запрещены, а у производителей может быть отозвана разрешительная документация.
Напомним, что 27 марта 2006 г. Россия запретила импорт вин из Молдавии и Грузии, мотивировав этот шаг тем, что в винах, произведенных в названных государствах, содержатся пестициды и тяжелые металлы, вредные для здоровья человека.
Примечательно, что, незадолго до объявления новых проверок Геннадий Онищенко высказал мнение, что молдавское вино (на долю РФ приходилось 80-85% от общего объема молдавского экспорта винодельческой продукции) вряд ли вернется на российский рынок. По его словам, проблема зашла в тупик после того, как Молдавия начала политизировать ситуацию. В результате, заявил главный санитарный врач РФ, делегация Роспотребнадзора, скорее всего, откажется от поездки в Кишинев на переговоры.
Молдавская сторона просто не желает наводить порядок в производстве. Все это утверждает нас в мысли, что молдавскому вину практически закрыта дорога на российский рынок, - подчеркнул Геннадий Онищенко. Схожая судьба, по мнению экспертов, ожидает и грузинские вина, так как Грузия также сильно политизировала винный вопрос.
Винная блокада нанесла серьезный урон экономикам Грузии и Молдавии. Последняя, например, была вынуждена снизить прогноз роста промышленного производства в 2006 г. с 6,5% до 1%.
Вместе с тем большинство экспертов сходятся в одном необходима продуманная государственная политика на алкогольном рынке, и внятные правила игры.