Волготанкер взят на абордаж?

Вчера, похоже, была поставлена точка в печальной истории когда-то крупнейшего речного российского пароходства Волготанкер. На прошедшей коллегии Росморречфлота ее руководитель Александр Давыденко, как и ожидалось, предложил присутствовавшему вице-премьеру Сергею Иванову начать процедуру банкротства предприятия.

Сергей Борисович, словно давно ожидая подобной инициативы, сразу же с ней согласился, отметив при этом, что, мол, давно пора. Между тем на протяжении последних 5 лет государство и самарские власти сделали все возможное, чтобы довести гигант российского речного флота «до ручки». И только за то, что его подозревают в связях с ЮКОСом.

Напомним, что дело на предприятие местное самарское отделение ФНС завело еще в 2004 году под предлогом уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Тогда была оспорена правильность возмещения пароходством НДС. Между тем похожие схемы использовали транспортники России – авиаторы, железнодорожники, автоперевозчики, но ни к кому из них до сих пор вопросов не возникало. Тогда же прокуратура Самарской области обвинила пароходство в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на сумму 300 млн руб. А в декабре самарские налоговики предъявили «Волготанкеру» претензии за 2001 г. на 715 млн руб. От компании потребовали уплатить НДС, который ей до этого возместили (как экспортный перевозчик «Волготанкер» имеет право пользоваться нулевой ставкой НДС), но уже с пенями и штрафами. В январе в обеспечение этих требований на имущество и счета пароходства наложили арест. «Волготанкер» объявил о возможности дефолта по CLN на $120 млн.

Вместе с тем, следует отметить, что до этого момента никого не смущало, что предприятием местные власти пользовались по полной программе. Так, по информации «Русского курьера», сын самарского губернатора Алексей Титов возглавлял коммерческий банк «Солидарность», в котором были размещены бюджетные средства области. Он оказался замешанным в спекуляции дисконтными векселями. Дело в том, что областной Территориально-Дорожный фонд, где аккумулировались значительные финансовые средства на дорожное строительство, до 2001 года вместо «живых» денег в качестве налогов принимал от «Волготанкера» дисконтные векселя банка «Солидарность». Векселя реализовывались предприятиям по стоимости ниже номинала, а через определенное время они должны были погашаться уже по нормальной стоимости. После получения дисконтных векселей предприятия отдавали их в обладминистрацию и требовали засчитать им погашение долгов в дорожный фонд на указанную в ценных бумагах сумму, тогда как на деле заплатили банку за векселя гораздо меньше.

Реклама на веке

Понятно, что всех устраивала такая «дружба». Однако после того как власть в Кремле сменилась и ЮКОС (один из акционеров которого владел «Волгонефтетанкером») стал неугоден, наверху взялись за его структуры. Впрочем, после такой расстановки сил прежние владельцы пароходства продали свои активы менеджменту компании, ее руководителям — Александру Александровичу, Андрею Азарову и Илье Кацнельсону. Наверное, такой расклад не убедил власти в том, что больше к ЮКОСу «Волготанкер» отношения не имеет. Впрочем, новые владельцы приложили максимум усилий, чтобы спасти ситуацию.

В 2003 году все судоходные дочерние компании «Волготанкера» были ликвидированы и вместо них созданы представительства. Однако давление на компанию продолжалось. В 2005 году региональная прокуратура обвинила шестерых руководителей пароходства в совершении преступлений по статьям 159 ( «Мошенничество») и 174 ( «Отмывание доходов») УК и попросила самарский районный суд дать санкцию на их арест. Мошенничество наказывается лишением свободы на срок от пяти до 10 лет, отмывание доходов — на срок 10-15 лет. Понятно, что в таких условиях работать было невозможно. И тогда владельцы пароходства предложили национализировать компанию.

Как заявил тогда председатель совета директоров «Волготанкера» Владимир Жуков, «для нас единственно возможный вариант развития событий, чтобы сохранить занятость 10 тысяч работников, — это передать пароходство под контроль государства. И как можно скорее». Жуков пояснил, что в сложившейся ситуации «Волготанкер» не сможет подготовить флот к навигации.

«В результате мы из судоходной компании превратимся во вторчермет, — сказал он. — Кому это нужно, даже если нас хотят купить целиком?»

Власть имущих не устроил и такой вариант. В результате, имущество «Волготанкера» было арестовано, а 10 тысяч сотрудников оказались на улице. Если это называется государственной политикой, то спрашивается, для чего нужно такое государство. Среди возможных покупателей компании в настоящее время называют «Газпром», «Роснефть», подконтрольные государству, а также группу «Промышленные инвесторы», принадлежащую бизнесмену Сергею Генералову.

Как сказал «Веку» аналитик ИК «Финам» Владимр Сергиевский, «учитывая, что ранее эта компания принадлежала ЮКОСу, то здесь используется та же схема, что и в случае с опальным холдингом. Менеджмент и руководство компании не раз заявляло о том, что чем раньше «Волготанкер» станет государственным, тем скорее он встанет на ноги. Что же касается того, кто сможет стать новым владельцем холдинга, то это, скорее всего, будут известные государственные нефтяные и газовые компании». То, что именно сейчас государство решило окончательно закрыть вопрос с «Волготанкером», не случайно. Именно в это время решается судьба с последними активами ЮКОСа, а также наблюдается перед уходом Путина процесс перераспределения собственности. Кому что достанется, давно уже решено. Только объяснишь ли все эти сложные схемы десяти тысячам сотрудникам «Волготанкера», брошенным на произвол судьбы?

Реклама на веке
Государство создаст нефтяного гиганта Алкогольный вопрос заходит в тупик