Аптечные ритейлеры сосредоточили 60% оборота

За последние пять лет суммарная доля 20 крупнейших аптечных сетей выросла в два раза и превысила 60% всего российского рынка фармацевтической розницы. По прогнозам «DSM Group», к 2030 году в стране может остаться уже десять крупных игроков, которые займут 95% рынка.

Россияне с каждым годом увеличивают долю лекарств и изделий медицинского назначения, приобретаемых в крупных сетевых аптеках, и реже посещают малые аптеки. В январе-сентябре 20 ведущих отечественных аптечных ритейлеров отпустили продукцию на 568,6 млрд рублей, что в 2,5 раза превышает показатель 2015 года, говорится в исследовании «DSM Group», с которым ознакомился «КоммерсантЪ». Рост доли сетей носит планомерный характер: к обороту, который в 2015 году составлял 222,8 млрд рублей, ежегодно добавляется 80-90 млрд рублей. Это позволило сетевым аптекам контролировать 61% розничного рынка вместо 32% в 2015 году.

Среди лидеров роста оказался ритейлер «Ригла», выручка которого за три квартала выросла на 16% и составила почти 58 млрд рублей, что позволяет сети контролировать 6,2% рынка, что на 0,7% больше, чем год назад. С начала года ритейлер открыл 400 новых аптек, всего их насчитывается 2,7 тыс. Группа компаний «Эркафарм» отпустила продукцию на 46,4 млрд рублей, а сеть «36,6» снабдила россиян медикаментами на 38 млрд рублей. Доля этого ритейлера выросла на 1,4% и составляет 5,5% рынка, а количество аптек увеличилось на сотню и достигло 1,4 тыс.

Представители сети «Эркафарм» говорят, расширение сети и ее доли на рынке продолжится. Генеральный директор ритейлера Анастасия Карпова говорит, в перспективе доля компании может увеличиться в 3-4 раза за счет поглощения мелких сетей. Два года назад ритейлер выкупил 1 тыс. аптечных точек, работавших под брендом «Радуга—Первая помощь—Ладушка». Поглощение мелких участников рынка практикует и «Ригла». Ее руководитель Александр Филиппов отмечает, наиболее привлекательными являются субъекты федерации, на рынки которых ритейлер пока не вышел. А в «36,6» признаются, что без сожаления расстаются с аптеками, не выходящими на необходимую рентабельность, - их ожидает закрытие.

Реклама на веке

Глава «DSM Group» Сергей Шуляк полагает, в 2020-2030 годах наиболее мощные ритейлеры начнут поглощать относительно мелких участников топ-20, после чего 95% российского рынка лекарств перейдет под контроль десятка крупных сетей.

Реклама на веке
Суд разрешил властям следить за людьми ОЯТ пойдет в дело