18+
  1. «АвтоВАЗ» - СОК: предчувствие конфликта

«АвтоВАЗ» - СОК: предчувствие конфликта

«АвтоВАЗ» - СОК: предчувствие конфликта
Российский производитель автомобилей «АвтоВАЗ» может взять в управление несколько заводов автокомпонентов, принадлежащих группе «СОК», об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники, близкие к топ-менеджменту предприятия.

«АвтоВАЗу нельзя отпускать контроль над этими активами, – сказал источник Reuters. – Если «СОК» продаст их на сторону, новый владелец может взвинтить цены».

«Теоретически, завод мог бы взять их (компонентные активы «СОК») в управление, но тут нужно напомнить, что «АвтоВАЗ» собирался резко сократить число своих поставщиков, а отечественных заменить на иностранных, так что не факт, что эта сделка состоится», - прокомментировал «Веку» ситуацию ведущий эксперт «Финам» Дмитрий Баранов. К тому же завод, согласно плану своей реструктуризации, намеревался сосредоточиться лишь на сборке автомобилей, избавившись от непрофильного производства, в том числе и от компонентного, так что и с этой стороны нет причин для того, чтобы завод взял эти активы в управление, считает эксперт.

Выстраивание альтернативной системы поставки комплектующих заточено под новый модельный ряд, уточняет директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. «Все, что связано с новыми моделями на платформе Renault, там стратегия направлена на то, чтобы подобрать новую линейку поставщиков. Скорей всего из старого пула производителей автокомпонентов туда попадут единицы. Однако все, что касается «классических» моделей, переключать их на принципиально новых поставщиков экономически нецелесообразно. Поэтому в любом случае необходимо отстраивать систему отношений с нынешними поставщиками», -пояснил Сергей Целиков. Ранее сообщалось, что российский автогигант в июне выпустил на 5% меньше автомобилей, чем планировалось, из-за проблем с автокомплектующими. Причина такой медлительности – резкий рост спроса на «вазовскую классику», спровоцированный госпрограммой утилизации старых машин.

4 марта заводу даже пришлось остановить конвейер из-за нехватки комплектующих, которые поставляются предприятиями группы «СОК». Иными словами, «АвтоВАЗ» действительно нуждается в СОКовских активах, но потребность эта носит краткосрочный характер, потому что со свертыванием утилизации неизбежно упадет и спрос. С другой стороны, выход из автокомпонентного бизнеса по тем же самым причинам полностью отвечает интересам группы Юрия Качмазова.

«Сам бизнес сегодня находится в тяжелом состоянии. После прошлогоднего падения объемов производства у компонентщиков все упало так же. А сейчас в связи с тем, что рынок начал очень быстро расти, поставщики не могут угнаться за темпами спроса», - отмечает Сергей Целиков. Вопрос лишь том, с каким трофеем в обозе покинет «СОК» зарастающее бурьяном поле боя.

Напомним, что созданная акционерами «АвтоВАЗа» структура «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), ведающая принадлежащими «АвтоВАЗу» поставщиками, уже приценивалась к восьми заводам «СОК»: «Автосвет», «Освар», «Белзан», «Счетмаш», «Вазинтерсервис», «Комплект-ЛТД», «Росавтопласт» и «Мотор-супер». Сегодня сбыть активы за хорошую цену было бы для СОКовцев идеальным вариантом. Но, похоже, что у топ-менеджеров «АвтоВАЗа» на этот счет имеются другие соображения. Лаконичная формулировка «взять в управление» в реалиях отечественного бизнеса слишком часто скрывает более откровенное - «прихватить задарма».

Тут не исключены любые варианты, вплоть до банкротства предприятий, а потом скупки их «АвтоВАЗом» по символической цене. Естественно, что такой вариант вряд ли устроит Юрия Качмазова. Тем более, что в последнее время самарский синдикат начал восстанавливать позиции на «АвтоВАЗе», утраченные после прихода на завод команды «варягов» «Рособоронэкспорта» во главе с Сергеем Чемезовым.

«Век» уже писал о сделке, по которой группа «СОК» получила от автогиганта 75% акций «Лада-Сервис» в обмен на 98% акций удмуртского автозавода «Иж-Авто». Пока о намерении продать активы группа «СОК» не заявляла, но эксперты не исключают, что она может продолжить поиски покупателя, причём, могут искаться покупатели на отдельные заводы, а не на весь бизнес. В этом случае интерес к заводам могут проявить иностранные производители комплектующих, которые намереваются выйти на наш рынок или уже вышли на него.

Чем закончится вся эта история, сказать трудно. Возможно, давним заклятым друзьям удастся договориться. Если нет, не исключено, что в воздухе на берегах Волги вновь запахнет порохом крупного межкорпоративного конфликта.