18+
  1. Бензиновый коллапс

Бензиновый коллапс

Бензиновый коллапс
Топливо в России дорожает постоянно и по любому поводу: выросла цена на нефть — бензин подорожал, упала цена — все равно подорожал. Из-за роста экспорта оптовые цены на нефтепродукты с начала июля выросли более чем на 20%.

ЦитатаС Нового года цена на бензин вырастет примерно на 15%Конец цитаты Однако на этом власть не успокоилась — с начала января на топливном рынке произошел новый скачок — оптовые цены на бензин из-за повышения налоговых ставок на 5-15%. Причем на высокоэкологичное топливо цена увеличится значительнее всего.

Дело дошло до того, что топливные компании направляют петиции с просьбой ограничить вывоз бензина из страны.

«На оптовом рынке бензина стал наблюдаться дефицит, — объясняет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Во-первых, вырос экспорт автомобильного топлива — продавать его за границей стало выгодней, чем в России. По этой же причине белорусские компании покинули наш рынок и стали торговать в Европе. Вторая причина — снижение производства: некоторые НПЗ обновляли технологии и сбавили объемы выпуска топлива. В итоге, предложение резко снизилось и цены пошли вверх. К тому же, вырос акциз на бензин. Сложно сказать, насколько увеличится розничная цена. Это зависит от условий в каждом регионе. Если уровень конкуренции там высок, то компании не смогут сильно повышать цену. Еще один фактор — потребительская возможность. Если в небогатых регионах сильно поднять стоимость бензина, люди станут меньше его покупать». Но пока автомобилистам деваться некуда — будут платить столько, сколько запросят заправки.

По статистики Российского топливного союза такого резкого подорожания с июля 2013 не было за всю историю России. В некоторых регионах спрос превышает предложение на 200-300%. На волне всеобщей паники АЗС меняют ценники гораздо быстрее, чем этого требует реальная ситуация. «Такое удорожание является избыточным – цифры не обусловлены реальными рыночными причинами. Нынешний рост является явно избыточным, — уверен аналитик Андрей Гордеев. — А причин этих несколько. Во-первых, с 1 июля были повышены акцизы на топливо. Одновременно на внутреннем рынке сократилось предложение. Это связано с тем, что для нефтяных кампаний гораздо более выгодным является экспорт топлива за рубеж. Во-вторых, увеличение налогов в конце года. Розничные цены начнут давать о себе знать уже в середине января. При этом, учитывая нынешнюю динамику, можно прогнозировать рост литра бензина на 2 рубля и даже больше. В первую очередь, речь идет о 92-м и 95-м».

Но самое неприятное, это зависимость цены всех товаров первого потребления от стоимости бензина. Например, почти половина себестоимости буханки хлеба приходится на стоимость бензина. Так, что рост цен на топливо запустит волну подорожаний во всех сегментах производства.

Если же правительство искусственно заморозит цены в рознице, независимые АЗС начнут банкротиться, и на рынке начнется еще большая паника. По прогнозам аналитиков, несмотря на возможную в этом случае монополизацию рынка топлива, цены на бензин за весь год вырастут минимум на 17%. И не исключено, что уже в январе России самой придется закупать топливо за границей. Правду, у кого — непонятно. В нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей, в Италии — 72 рубля, в Австрии — 57 рублей, в Бельгии — 68 рублей, в Люксембурге — 55 рублей, в Нидерландах — 74 рубля. Остается только Беларусь, запасов которой вряд ли хватит на такого большого соседа.

Пока же за Аи-95 автомобилисты в Москве платят 31,50 рубля, но к следующим новогодним праздникам выложат уже 35. И это в лучшем случае. Подбавят лишние копейки к цене бензина и новые экологические стандарты. Три-четыре процента в стоимости горючего «набегут» за счет уже состоявшегося запрета экологического стандарта Евро-2 и перехода на Евро-3, а также постепенного внедрения Евро-4 и Евро-5, которые все строже подходят к качеству топлива. Для крупных компаний новый повод поднять цены. Переход на топливо более высоких экологических классов уменьшит планируемые поступления акцизов в бюджет. Компенсировать выпадающие доходы минфин сможет только одним способом — вновь повысить акцизы в следующем году. Замкнутый круг. Спасти положение может только одна мера, активная применяемая во всем мире — социальные дотации на бензин. Даже в нефтедобывающих странах - Иране, Венесуэле, Эмиратах, Саудовской Аравии — существуют различные послабления для граждан — от субсидий до талонов. Однако, вряд ли такой аттракцион щедрости возможен у нас.

Таисия ИЛЬИНА