В некоторых СМИ прошла информация, что на совещании у Путина было принято решение о том, что Газпром и Роснефть поровну поделят континентальные шельфовые проекты. Более того, по всей видимости, отныне лицензии на разработку и добычу нефти будут распределяться не на конкурсах, а на аукционах. Это означает, что суммы, которые компании готовы вложить в проекты, не будут иметь принципиального значения. Все это происходит на фоне нежелания России подписывать энергетическую хартию, в связи с чем нашу страну некоторые западные обозреватели уже называют нефтяным жандармом.
Еще не утих скандал, связанный с проектом Сахалин-2. Напомним, что европейскую компанию Shell, которая фактически владела оператором Сахалина, Сахалин энерджи, по сути, отодвинули от разработки месторождения. Европейцев попросту извели экологическими претензиями Росприроднадзора, а также других ведомств. В результате иностранцы вынуждены были продать Газпрому свои активы.Такая же ситуация сложилась на Ковыктинском месторождении, лицензией на которое владела ТНК-ВР, наполовину контролируемая английской ВР. Несколько визитов подчиненных Митволя, обвинения в неэффективном управлении своими месторождениями, а затем огромные налоговые претензии, и Газпром уже протянул руку, чтобы принять от владельцев ТНК-ВР лицензию.
Любопытно, что ранее Росприроднадзор всячески отрицал политическую составляющую этой борьбы, пока Олег Митволь не проговорился. Еще в ноябре он заявил, что иностранные компании зарабатывают деньги на российских месторождениях. Зафиксированы случаи, когда иностранные предприятия выигрывают аукционы на разработку месторождений полезных ископаемых в России. С помощью других компаний они выводят на IPO и потом торгуются этими месторождениями. Таким образом они могут сэкономить на завтраках, а потом превратятся в миллиардеров. Однако не надо при этом удивляться, что мы потом придем и спросим, что сделано.
Все это происходит на фоне переговоров о подписании Россией Энергетической хартии. Напомним, что Энергетическая хартия - это ряд документов, регламентирующих деятельность в области энергетики, а также межправительственная организация с руководящим органом и секретариатом. Такой механизм сотрудничества между Востоком и Западом в энергетической сфере часто называют процессом Энергетической хартии.
Основополагающим документом процесса стала Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ), подписанная 17 декабря 1991 года в Гааге. В декабре 1994 года в Лиссабоне были подписаны Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. Эти документы вступили в силу в апреле 1998 года. Тогда же была принята поправка к торговым положениям Договора, приводящая их в соответствие с правилами ВТО. ДЭХ установил систему международных правил, которые касаются пяти основных направлений: защиты и поощрения иностранных инвестиций в энергетику; свободной торговли энергетическими материалами; свободы энергетического транзита по трубопроводам и сетям; сокращения неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду; механизмов разрешения споров между государствами или между инвестором и государством. Со вступлением в силу ДЭХ Хартия начала функционировать как межправительственная организация. Ее руководящим органом является Конференция стран-участниц, собирающаяся дважды в год. Секретариат организации находится в Брюсселе. Хартия перестала быть чисто европейской - к ней присоединился и ряд стран Азии. В настоящее время ДЭХ подписан 51 страной, ратифицирован 46-ю странами. Россия, подписав договор в 1994 году, до сих пор его не ратифицировала и участвует в Хартии на временной основе.
По словам председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, Россию не устраивает ряд положений Хартии, ущемляющих права РФ: в частности, требования по транзиту газа, которые, во-первых, приведут к удвоению цен на внутрироссийский транзит, а во-вторых, не распространяются на сам ЕС. Если эти положения будут исключены, то Россия, может быть, и ратифицирует Хартию, - заявил Язев. - Давить же на Россию, как это делает Польша, бессмысленно.
По информации Коммерсанта, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер накануне саммита ПутинМеркель в пятницу уже заявил, что есть признаки того, что Россия будет рассматривать предложенные ЕС гарантии энергобезопасности, а именно: долгосрочные гарантии поставок энергоносителей из России в ЕС. Намерение ЕС ограничить возможность заключения долгосрочных контрактов на поставку газа в Европу вызвали негодование в Газпроме: зампред правления Газпрома Александр Медведев в пятницу даже посулил европейским компаниям на рынке ЕС судьбу американской компании Enron.
Ничего удивительного в таком грубом поведении российского правительства и руководителей Газпрома нет. Ведь уже сейчас монополист вышел на итальянский и французский рынки газораспределительной системы. А по оценкам некоторых экспертов, в случае если такая тенденция будет сохраняться, Газпром может полностью контролировать поставки газа на европейском континенте.Сейчас европейцы вовсю пытаются договориться с Россией. Если этого не случиться, то, возможно, опасаясь нарастающей угрозы полной монополизации газового рынка компанией, возглавляемой Миллером, Евросоюз будет строить альтернативные газопроводы.