Над поправками ЦБ работал совместно с Росфинмониторингом. Главная цель инициативы - исключить устаревшие и добавить новые схемы определения необычных операций «с учетом эволюции финансового рынка и общей цифровизации технологий». В настоящее время документ оценивается на предмет потенциально регулирующего влияния.
Согласно предложенным поправкам, из перечня подозрительных транзакций ЦБ предлагает исключить операции с высокими комиссиями и ряд операций со сложными расчетами по нестандартным схемам. Если в случае возникновения вопросов со стороны банка клиент откажется от разовой операции или будет требовать закрыть счет и выплатить ему деньги, это также будет признаком сомнительности, следует из документа.
В перечень подозрительных также предлагается включить регулярные операции по обналичиванию средств физлицами, в случаях когда средства поступают от юрлица или ИП.
Поводом для более пристального внимания к юрлицам должно стать также существенное превалирование расходов над поступлениями, поэтому в списке оснований для блокировки счетов могут оказаться пункты, касающиеся компаний, проводящих сделки с цифровыми активами или использующих в расчетах наличные.
Под блокировку могут попасть и дистанционные операции, совершенные на одном устройстве: компьютере, смартфоне или планшете. Операции, которые были совершены из одной подсети по счетам разных юридических и физических лиц, также могут быть признаны сомнительными.
Новый перечень «не является исчерпывающим», отмечают в ЦБ, а потому кредитные организации вправе дополнить его.
Эксперты отмечают, что банки уже использовали многие признаки в рамках собственных внутренних правил, поэтому существенных изменений в практике из-за их введения на глобальном уровне ожидать не стоит. В части квалификации операций с цифровыми и виртуальными активами многое будет зависеть от квалификации сотрудников банков, убеждены они.
Теперь бизнесу будет проще понять, какие операции относятся к категории повышенного риска. При этом признак, позволяющий относить к сомнительным операциям по исполнительным документам, вызывает у экспертов наибольшие опасения: не ясно, как такие документы будут определять банки, поскольку сама идея противоречит действующим нормам регулирования порядка исполнения судебных решений.
Изменение Центробанком оснований для блокировки счетов вполне оправдано из-за новых технологий и создания новых финансовых схем, отмечают эксперты. Подход к «презумпции виновности» принципиально остается, но становится более гибким и универсальным. А, значит, количество случаев, когда под «заморозку» счетов попадают добросовестные клиенты, должно существенно сократиться, убеждены они.
Согласно данным статистики, представленным в прошлом году, 52% малых и средних предприятий из числа столкнувшихся с блокировками средств банками были вынуждены полностью остановить все операции. Чрезмерно жесткие «антиотмывочные» требования толкают бизнес переходить на наличные расчеты.
20% респондентов заявили, что в 2018 году их счета хотя бы единожды блокировались. 43% участников опроса из этой группы сообщили, что последствия «заморозки» счетов оказались серьезными для их бизнеса. Для сравнения, в 2017 году весомые последствия блокирования счетов и операций констатировали представители 28% компаний, к которым применялась данная мера.
Так называемый «антиотмывочный» закон был принят еще в 2001 году, однако активно заработал лишь по прошествии 11 лет. Первоначальной целью закона была блокировка счетов компаний, которые подозревались в причастности к финансированию терроризма. Однако затем, когда регулятор начал применять жесткие санкции за несоблюдение норм закона, банки начали проявлять чрезмерное усердие, блокируя любые операции, показавшиеся им «нестандартными».