Армянские правозащитники обнародовали данные о доходах и собственности главы государства Сержа Саргсяна, экс-президента Роберта Кочаряна и ключевых госчиновников. По мнению многих наблюдателей, дело не в размере собственности и величине активов нынешних властителей Армении, а в том, что они в сложившейся ситуации объективно просто не могут пресекать коррупцию и проникновение криминала во власть страны. «В Армении сформировалась криминально-силовая конструкция, которая, в частности, в сфере экономики действует принципами финансово-мошеннических пирамид. Правительству легче и удобнее искусственно поднимать курс драма и обеспечивать высокую валютную прибыль своим криминально-олигархическим группировкам. Разумеется, полученные средства в Армении не задерживаются. Правители страны далеки от создания жизнестойкого национального государства и власти защищающего как национально-государственные интересы, так и интересы простых граждан. Власть рассматривается только в качестве карательного инструмента против своих политических оппонентов и экономических конкурентов. Проблема в том, что вся страна попросту находится в собственности нескольких человек, сращенных между собой и действующих худшими традициями криминальных понятий», - заявил в интервью газете «Век» руководитель Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» Смбат Караханян. Чтобы читатель мог удостовериться в том, что в сказанном нет ни малейшего преувеличения, Караханян представил факты об имуществе госчиновников, собранные Информационно-исследовательским Антикоррупционным Центром «Коррупция и криминал во власти Армении». Спикер парламента Овик Абрамян (прозвище «Мук»/«Мышь» – член исполнительного органа правящей Республиканской партии). В 1980 году скромный работник пункта обслуживания «АвтоВАЗ» в селе Мхчян. В 1991 году – директор винно-коньячного завода города Арташат, с 1995 года – депутат парламента. Его политическая карьера во много была связана с поддержкой со стороны бывшего председателя Араратского районного избирательного комитета Д. Задояна. В 1998 году – марзпет (губернатор марза) области Арарат. После теракта 1999 года в парламенте страны он участвует в приватизации Араратского цементного завода и Арташатского консервного завода. В первом случае контрольный пакет акций остается за Р.Кочаряном и Г.Царукяном, а во втором за О.Абрамяном. В 2000 году был назначен на пост министра территориального управления и, таким образом, установил контроль над местной властью по всей стране. Один из главных руководителей фальсификаций президентских выборов 2003 года. В 2004 году именно он выдвинул идею использования телохранителей олигархов и криминальных структур для подавления акций протеста оппозиции. Один из тех лиц во власти, который зачастую берет на себя третейские функции при возникновении споров между различными олигархическими группировками. Контролирует значительную часть игорного бизнеса в стране. Один из самых крупных землевладельцев Армении. Программа Всемирного банка по орошению реализуется на подконтрольных ему территориях близ реки Аракс. Надеялся занять пост премьер-министра еще при Адранике Маргаряне (премьер-министр в 2000-2007 годах). В собственности:
• 3 песчаных карьера на берегу р. Аракс,
• 1500 га земли, виноградники, сады в Арташате,
• более 10 газозаправочных станций за пределами Еревана,
• «Араратцемент» 1/3 доли,
• Фирма по переработке сельхозпродуктов «ArtFood» в Арташате,
• Игровые дома (при выезде из Арташата),
• Бензоколонки по всей Армении,
• дом отдыха в Крыму (куплен за $7 млн. в 2007 году),
• трикотажная фабрика в Арташате,
• механический завод в Арташате,
• передвижная механическая колонна в селе Шаумян,
• автопарк треста N5 «Сельстрой»,
• КБО г. Арташат,
• завод «Сириус» в Арташате,
• гастроном «Арташат»,
• ресторан городской гостиницы и сама гостиница города Арташат,
• механический завод в селе Мхчян и автопредприятие в том же селении,
• бетонный завод,
• 200 га земли в селах Нарек и Кахцрашен,
• огромное здание дома отдыха в Цахкадзоре,
• 5 га земли в Цахкадзоре,
• два многоэтажных дома на улице Анрапетутюн в Ереване,
• дом на озере Севан,
• участок в 2500 кв. метров в парке «Победы» в Ереване,
• строит в Ереване порядка 40 квартир,
• десятки собственных машин западных марок,
• все станции регулировки СО в марзе Арарат, Премьер-министр Тигран Саркисян (основной архитектор серых финансовых схем). Свою политическую карьеру начал с избрания депутатом парламента в 1990 году при поддержке Армянского общенационального движения (АОД). В 1991 году, оставаясь формально беспартийным, вошел в радикальную оппозиционную фракцию Национально-демократического союза, возглавляемого экс-премьер-министром Вазгеном Манукяном, но при этом продолжал сотрудничать с властями. Затем стал президентом Ассоциации банков Армении, а после смены власти в Армении, в 1998 году возглавил Национальный банк страны. Тесно сотрудничал со всеми премьер-министрами. С 2000 года стал одним из самых доверенных людей Р.Кочаряна, т.к. поддержал смещение премьер-министра Арама З.Саркисяна и постоянно информировал президента Р.Кочаряна обо всех внешнеполитических договоренностях главы правительства. Находясь на посту руководителя Национального банка, сблизился с С.Саргсяном и содействовал ему и его людям в создании банка «Объединененный». Впоследствии выяснилось, что это финансовая пирамида, и Т.Саркисян поучаствовал в ее развале. Несколько раз попадал в криминальные скандалы, среди которых выделим: хищение из его домашнего сейфа свыше $50 тыс.; показания данные против него руководителем контрольной службы ЦБ во время расследования очередной финансовой аферы. Наиболее крупный финансовый скандал, в котором было упомянуто имя Т.Саркисяна, было связано с банком «Кредит-Ереван». После того, как банк, находясь в тяжелом финансовом положении, привлек десятки миллионов долларов на спасение, неожиданно для всех, при содействии ЦБ был доведен до банкротства. Т.Саркисян также содействовал уничтожению ряда других неподконтрольных властям банков, среди которых выделим «Агробанк» (владелец Тарон Саакян) и, наоборот, оказывал максимальное содействие формированию «Ардшинбанка» (держателем контрольного пакета здесь является Р.Кочарян). В 2004 году вошел в сговор с высшим руководством страны и импортерами, удерживал завышенный (почти в два раза) обменный курс доллара по отношению к драму. В результате этой политики бюджет Армении понес убытки в $30 млн. только в первый год ее проведения. Эта политика привела к падению спроса на армянские товары за рубежом, уходу части солидных инвесторов из Армении и усилению тех семей в бизнес-структурах, которые были тесно связаны с торговым капиталом. Имел свою долю от прибыли импортеров. Капиталы выводит в Испанию, где уже свыше 10 лет в роскошном особняке проживают его жена с ребенком. В собственности:
• инкассационное предприятие (монополия),
• собственный дом в Испании,
• квартира в Ереване,
• имел долю в «Конверсбанке»,
• имел долю в «Арминвестбанке»,
• имеет долю в «Араратбанке»,
• имеет долю в купле-продаже золота,
• владелец фирмы «Такси-тур». Общая оценка активов - $25-30 млн.
Ерванд Захарян (бывший мэр Еревана (2003-2009 годы), председатель Комитета кадастра недвижимости). В 90-е годы работал в сфере поставок топлива в Армению. В середине 90-х годов проходил по т.н. «мазутному делу», которое было связано с хищениями крупной партии мазута, которая должна была прибыть из России. Уехал в Москву, где стал дожидаться «лучших времен».
Интересно, что расследование по этому делу, которое завершилось ничем, вел нынешний Генпрокурор А.Овсепян. В 1997 году с назначением Р.Кочаряна премьер-министром вернулся в Ереван и был назначен на пост замдиректора «АрмРосгазпрома». В 1998 году стал министром транспорта и связи. Именно тогда началась приватизация этой сферы. Он установил полный контроль над маршрутными такси. Затем был назначен на пост руководителя налоговой службы, где раскрылся его талант и истинные масштабы натуры расхитителя. С назначением его на пост мэра Еревана стало ясно, что вся его предыдущая биография была лишь прелюдией к этой деятельности. Суммы взяток должностных лиц при нем возросли в несколько раз. Торговля земельными участками, незаконная застройка, нарушение строительных норм и правил, как и «Градостроительного кодекса» за хорошие деньги стало при Е.Захаряне обычным делом в Ереване (в качестве наиболее наглядного примера его деятельности обычно приводится многоэтажный дом, построенный на пересечении ул. Пушкина и Абовяна). За каждый этаж строящегося элитного дома свыше 5-ти этажей полагалась дополнительная взятка в сотни тысяч долларов. Выдача архитектурного проекта-задания начала осуществляться лично в кабинете мэра за крупные взятки. Часть сделок осуществлялась с привлечением госкадастра и его шефа Манука Варданяна. Масштаб коррупции стал настолько большим, что вызвал не только роптание олигархов, но даже недовольство Р.Кочаряна. При этом жадность Е.Захаряна стала «притчей во языцех».
При проворачивании своих дел Е.Захарян не гнушался использовать криминал для того, чтобы не дать конкурентам возможность участвовать в том или ином приватизационном процессе. В частности, так произошло при приватизации ремонтной мастерской Ереванского трамвайного парка. Владеет участком земли в 30 га в марзе (области) Арагацотн. Подчиненные Е.Захаряна тесно связаны с трафикингом из Армении. Александр (Сашик) Саргсян (родной брат действующего президента, один из его самых доверенных лиц, крупнейших бизнес-партнеров и контрагентов, депутат парламента). На политической и экономической арене страны появился в 1998 году вместе с новым президентом Р.Кочаряном. Начал «набирать силу» после теракта в парламенте Армении 1999 года. Стал совладельцем сети ГЗС вместе с владельцем «Мульти – групп» Гагиком Царукяном и ныне покойным братом президента Р.Кочаряна - Валерием. Находящиеся в его собственности ГЗС либо не выплачивают налоги, либо выплачивают налоги в размере не более 10% от суммы. Впоследствии он продал свою часть «газового бизнеса» Гагику Царукяну, с которым имеет немало проблем личного и делового свойства.
Как брат президента выступает в качестве «крыши» для многих собственников среднего и малого бизнеса. Активен на рынке недвижимости Армении и за рубежом (в том числе в Великобритании и США). По неопровергнутым сведениям, опубликованным в СМИ, несколько лет назад попал в поле зрения ФБР и налоговых служб США в результате активности на рынке недвижимости Калифорнии (по некоторым данным активы А.Саргсяна и его контрагентов в этом штате достигали $30 млн.). Благодаря «подвигам» А.Саргсяна в свое время ушел в отставку директор Службы национальной безопасности Карлос Петросян.
В январе 2007 года лидер псевдоппозиционной парламентской партии «Национальное единение» Арташес Гегамян сделал сенсационное заявление о том, что претендующая на власть партия «Баргавач Айастан» была создана после раскрытия покушения на жизнь известного олигарха Гагика Царукяна. Покушение было подготовлено ближайшими родственниками министра обороны Сержа Саргсяна. Он также сообщил, что с целью убийства Гагика Царукяна родственники Сержа Саргсяна и, в частности, его брат Александр (более известный в политических и журналистских кругах как Сашик), «имеющий богатое криминальное прошлое», обратился к помощи наемного убийцы.
Отметим также, что Александр Саркисян является членом Республиканской партии Армении. А.Гегамян заверил, что именно в результате этого несостоявшегося покушения и было вынесено решение о создании новой политической силы, которая стала бы противовесом Республиканской партии Армении. По словам А.Гегамяна, после провала попытки покушения президент Роберт Кочарян организовал «очную ставку» между Сержем Саргсяном и Гагиком Царукяном. В результате которой, видимо по взаимной договоренности, тогдашний руководитель Службы национальной безопасности Карлос Петросян в ноябре 2004 года был отправлен в отставку, а брат Сержа Саркисяна - депутат Национального Собрания Армении Александр Саркисян, был вынужден перенести свой строительный бизнес в США. Разумеется, официальных подтверждений происхождения средств так и не было получено, однако заокеанские службы, скорее всего, закрыли на это глаза, засчитав этот факт в актив базы компроматов. Многие в Армении уверены, что сказанное А.Гегамяном – скорее, правда. Более того, в ответ на требование прокуратуры представить факты, подтверждающие сказанное, А.Гегамян предоставил следователям видеозапись, которая, судя по всему, попала к нему либо из президентского дворца, либо от бывшего директора СНБ К.Петросяна. А.Гегамян также четко обозначил, что Сашик Саргсян тесно связан с убийством одного из бывших собственников Разданского цементного завода, «вора в законе» Микаела Азатяна («Миша Питерский» («Ленинградский») «Аштаракский Миша»).
Напомним также, что ныне покойный криминальный авторитет В.Иваньков («Япончик») приходился крестным отцом детей Микаела Азатяна, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Гриша Арутюнян (бывший заместитель директора Службы национальной безопасности Армении, занимал также посты: руководителя Управления по специальным программам, замминистра обороны). Выходец из Нагорного Карабаха и один из самых близких С.Саргсяну людей. На всех этих постах занимался в основном вопросами тылового обеспечения. В 1995 году министр обороны Вазген Саркисян обнаружил крупные хищения при строительстве первого высшего военного заведения в Армении. Среди виновных был и Г.Арутюнян, который «сбежал» в министерство национальной безопасности к С.Саргсяну. С 1999 года, находясь под опекой С.Саргсяна, контролировал вывоз черных и цветных металлов из страны. После 2000 года его имя стало часто мелькать в прессе, так, в частности, он, используя свое служебное положение, установил контроль над одним из самых крупных магазинов Еревана «1000+1». Прославился тем, что курировал фирму, которая отправляла на экспорт бананы из Армении (!), после чего был снят со своего поста в СНБ. Является владельцем одной из самых крупных строительных организаций «Гриар» (директором является зять Г.Арутюняна Артур Ялданян) в Ереване. Ведет скандальное «элитарное строительство» в районе Бюзанд. Владельцам домов в этом районе выплачиваются жалкие копейки за их собственность (даже М.Багдасаров выплачивает компенсацию в разы меньше от рыночной стоимости, из расчета $650 за 1 кв. м, что является низшим уровнем приемлемой компенсации). В случае несогласия жителей на эту «компенсацию» для их выдворения используются силовые структуры, вмешательство которых закончилось смертельными случаями для нескольких несогласных (в основном, лиц пожилого возраста).