Напомним, что инфраструктура проекта – монтажно-испытательный корпус, плавучая стартовая платформа Odyssey и сборочно-командное судно Sea Launch Commander – базируется в порту города Лонг-Бич (штат Калифорния, США). Используемая для запусков ракета-носитель «Зенит-3SL» состоит из двухступенчатой ракеты-носителя «Зенит-2S», которую поставляет днепропетровский завод «Южмаш», и разгонного блока ДМ-SL производства российской ракетно-космической корпорации «Энергия» (РКК «Энергия»). 95% акций компании принадлежат Energia Overseas Limited (EOL) – «внучке» РКК «Энергия», 3% – американской компании Boeing, 2% – норвежской компании Aker Solutions. Штаб-квартира консорциума находится в швейцарском Ньоне.
Полезную нагрузку предоставляют заказчики пусковых услуг. Например, в феврале прошлого года в результате неудачного запуска был успешно затоплен в океане шеститонный спутник Intelsat 27, который был построен для пополнения орбитальной группировки MUOS (Mobile User Objective System), обеспечивающей спутниковой связью ВМС США. По словам президента Intelsat Кея Сирса, погибший космический аппарат предназначался для обслуживания «тактических пользователей военно-морского флота и Министерства обороны США, а также стран – членов НАТО и других союзников».
Но вернемся к сегодняшней ситуации вокруг «Морского старта».
Интерфакс со ссылкой на информированный источник в российской ракетно-космической отрасли сообщил: «США заинтересованы в том, чтобы порт «Морского старта» оставался в Лонг-Биче. Об этом американцы сказали российским партнерам по проекту».
Глава космического агентства Украины Юрий Алексеев также опроверг информацию о том, что в связи с проблемами на днепропетровском заводе «Южмаш» Украина приостановит работы по проекту Sea Launch. По словам Алексеева, поставка ракет-носителей «Зенит-3SL» не будет приостановлена. Украина готова и дальше участвовать в международном проекте «Морской старт» по запуску спутников с космодрома, расположенного в Тихом океане.
В свою очередь, информированный представитель российской ракетно-космической отрасли сообщил Интерфаксу, что никаких решений по судьбе «Морского старта» не принято. «Изменений в статусе программы нет», – сказал собеседник агентства.
Таким образом, единственным источником информации о приостановке реализации проекта и переносе его на российскую акваторию оказался вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, который в феврале, как сообщало РИА Новости, заявил журналистам, что место базирования плавучей платформы Odyssey может быть изменено. «Если правительство получит всю необходимую информацию, мы сможем на основе этой информации определить целесообразность сохранения за нашей страной такого стартового комплекса. Но что-то подсказывает мне, что если мы решимся на это, то, конечно, пункт базирования поменяется скорее всего в пользу российского востока», – сказал Рогозин.
Впрочем, истинная причина этого заявления может лежать в экономической плоскости. Сама идея «Морского старта» заключается в том, чтобы осуществлять запуски ракет из экваториальных районов Мирового океана – наиболее удобных для вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту. А для экономистов главная привлекательность в этом случае заключается в снижении стоимости пусковых услуг по сравнению с запусками с наземных космодромов. Но расчеты экономистов почему-то не оправдались. В 2011 году был осуществлен только один запуск, в 2012-м – два, тогда как для рентабельной работы необходимо было запускать по шесть ракет ежегодно. Но таких показателей «Морскому старту» не удалось достичь ни разу за всю историю существования. Между тем финансовая дыра от каждого непроданного пуска – около 100 млн долл. Закрывать ее приходилось из бюджета РКК «Энергия» или, говоря честнее, российских налогоплательщиков, так как этот флагман отрасли получал около 40% российского космического бюджета. Об этом «НГ» уже писала в номере от 03.09.12.
В апреле 2014 года Следственный комитет по Центральному федеральному округу возбудил уголовное дело в отношении прежнего президента РКК «Энергия», давшего указание руководству дочернего предприятия предоставить займы двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте «Морской старт». «Займы предоставлялись аффилированным организациям на невыгодных для РКК «Энергия» условиях», – сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
Сегодня складывается удобная политическая ситуация для закрытия убыточного проекта, жертвами которого уже стали не только ВМС США, но и ряд предприятий ракетно-космической отрасли России, а также бюджет Роскосмоса.