Между тем, судя по последним действиям бизнесмена, он начал активную экспансию на зарубежный рынок автопрома. Причем, если ранее предприниматель предпочитал приобретать за рубежом платформы иномарок с целью их производства в России, то теперь он покупает сами предприятия. Так, сейчас «Базел» (компания, контролируемая бизнесменом) готовит сделку по поглощению Magna, поэтому приобретение GM может стать лишь частью начатой Дерипаской общей кампании по приобретению активов зарубежного автопрома.
Информация о том, что Дерипаска скупает акции GM, появилась еще в октябре 2006 года. После того, как «Век» написал об этом, у многих аналитиков это сообщение вызвало здоровый скепсис. Ведь в последнее время дела у GM шли из рук вон плохо. С ростом мировых цен на нефть объем продаж этой компании на американском рынке, где раньше основной спрос приходился на мощные джипы и «паркетные внедорожники», заметно снизился. Шесть кварталов подряд компания отчитывалась об убытках. В последние два года акции концерна подешевели более чем на треть. Кроме того, тяжелым финансовым ударом для гиганта стало повышение объема пенсионных выплат и затрат на медицинскую страховку персонала. Руководство компании активно проводило программу сокращения производственных затрат, в рамках которой, в частности, увольняло рабочих со своих предприятий в Европе. Так, недавно было объявлено о предстоящем сокращении 900 сотрудников завода фирмы Vauxhall, являющейся подразделением GM в Великобритании. Всего же по миру вскоре будет закрыто 12 заводов GM и работу потеряют более 30 тысяч человек.
В самом деле показатели были так себе. Впрочем, чистые убытки GM в 2006 г. снизились в 5,3 раза – до $1,98 млрд. против 10,42 млрд. евро годом ранее. Прибыль General Motors в IV квартале 2006 г. составила $950 млн., тогда как в IV квартале 2005 г. компания понесла чистые убытки в размере $6,58 млрд. Выручка компании в IV квартале снизилась на 0,9% и составила $51,21 млрд. против $51,65 млрд. годом ранее.
Справедливости ради следует отметить, что в первом квартале 2007 года продажи General Motors продолжили свой быстрый рост в России, увеличившись на 128% (46 546 единиц), значительно превысив общий рост рынка в 26%. Доля на рынке выросла на 4,3 пункта и достигла 9,5%, демонстрируя успех агрессивной стратегии GM в Восточной Европе.
Рассматривать вложения Дерипаски в GM как портфельную инвестицию можно было бы, если не знать общей стратегии его бизнеса. Как правило, компании, куда входит бизнесмен, если не поглощаются им полностью, то, по крайней мере, он получает блокирующий пакет.
Примечательно, но в октябре прошлого года структуры Дерипаски всячески отрицали приобретение GM. Но этому есть логичное объяснение. Дело в том что, приобретение более чем 5% акций требует публичного извещения. А по информации европейской прессы бизнесмен приобретает приблизеительно 10%. Причем продавцом называется американский бизнесмен армянского происхождения Кирк Керкорян.
Этот человек, владеющий акциями GM, длительное время пытался оказывать давление на менеджмент General Motors. В частности, он выступал за слияние компании с японско-французским концерном Nissan-Renault, чтобы таким образом вывести GM из кризиса. Однако руководству GM удалось блокировать эту сделку.
После того, как Керкорян окончательно потерял надежду, «прогнуть» под себя компанию, он решил продать ее акции. Однако, сделка, равная 10% активов GM, не могла бы пройти непублично. Здесь собственно и есть основная интрига. Дело в том, что Керкорян обычно осуществляет все свои сделки через инвестиционную фирму Tracinda, названную в честь его дочерей – Трейси и Линды. Однако на этот раз он осуществил ее через Bank of America, который был замешан в отмывании российских денег. Российские же СМИ пишут, что Дерипаска купил активы GM на бирже. Косвенно это может говорить о том, что формально сделка действительно проводилась через биржу. Это явление очень популярно в России, однако вызывает сомнение, что подобное можно провернуть за границей. Впрочем, зная репутацию Bank of America, можно допустить и такое.
То, что Дерипаска не остановится на покупке GM, свидетельствует такой факт: структуры предпринимателя намерены в ближайшее время приобрести крупный пакет акций Magna. Той самой, которая совместно с АвтоВАЗом начала в Тольятти производство автомобилей.
Как пишут «Ведомости», голландская «внучка» «Русских машин» (подконтрольны Дерипаске) — Veleron Holding B. V., семья Стронака и пять менеджеров Magna (соуправляющие директора Дональд Уолкер и Зигфрид Вольф и вице-президенты Винсент Галифи, Питер Кооб и Джеффри Палмер) будут контролировать через уже зарегистрированную в Канаде новую компанию и двух ее «дочек» 68,8% голосов Magna. Дерипаска станет равноправным партнером Стронака (в новых структурах будут контролировать по 42%). Для этого Magna выпустит 20 млн. новых акций, которые выкупит эта новая компания. За долю в ней Дерипаска заплатит $1,54 млрд. Magna же полученные от Дерипаски деньги направит на выкуп своих же акций с рынка.
Все вышеперечисленные факты говорят о том, что Дерипаска начал активную экспансию на западный рынок автопрома.
Собственно, в этом ничего удивительного нет. Ведь еще в июне первый вице-премьер Сергей Иванов сообщил «Веку», что концепция российского автопрома состоит в том, чтобы за счет российских деталей собирать зарубежные иномарки, делая их таким образом постепенно российскими. Концепция, прямо скажем странная, но чего не сделаешь ради аля-патриотизма.
Дерипаска же скорее всего выступает как инструмент власти, реализуя государственную программу, как он делал это уже не раз.