Как сообщили «Веку» в пресс-службе ОАО «Балтика», «Наша компания давно отправила заявку руководству РЖД с просьбой перевозить продукцию в собственных вагонах. Для нашей компании, по самым скромным подсчетам, это выйдет на 30% дешевле. Однако, в установленные законом сроки мы не получили никакого ответа. Руководство компании проигнорировало наше обращение. Так как речь шла о прямых убытках, мы обратились в ФАС, чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки».
Причина молчания компании, возглавляемой Владимиром Якуниным, понятна. Дело в том, что еще в прошлом году из монополиста выделилась его 100% «дочка», компания «Рефсервис», которая обеспечивала все железнодорожные перевозки. Распоряжением г-на Якунина все обязаны были перезаключить договора с этой структурой. Но после того, как это было сделано, цены на перевозки резко возросли. Крупным пивным компаниям, таким как «Балтика», было легче решать подобные проблемы, так как многие из них располагали собственными вагонами для перевозки своей продукции. Но для сохранения монополии у РЖД нашлись юридические ресурсы. Г-н Якунин издал приказ, согласно которому сократил срок перевозки пастеризованного пива до 10 суток. Это означало невозможность использовать компаниям собственный парк вагонов.
ФАС России признал данное решение противоречащим антимонопольному законодательству и потребовал его отмены. Позднее эту позицию подтвердил Арбитражный суд г. Москвы. Следует отметить, что пивоваренная отрасль России является одним из крупнейших потребителей услуг по перевозке железнодорожным транспортом: не менее 40 % производимого в России пива доставляется до потребителя именно по железной дороге.
Нынешнее «молчание» Якунина многие связывают с нежеланием руководства РЖД решать проблему. Создается такое впечатление, что оно специально затягивает вопрос. Ведь летом продажи пива неуклонно растут. И это неизбежно скажется на экономических показателях пивоваров.
С внешней стороны все выглядит благопристойно. Как сказал «Веку» аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, «На рынке есть независимые перевозчики, такие как «Северстальтранс» или «Трансгарант», но у них цены выше, чем у РЖД».
Однако, на самом деле, это не совсем так. Дело в том, что «Северстальтранс» нацелена на перевозки более промышленного характера, чем требуется пивоварам, а «Трансгарант» имеет отношение к самому РЖД, так что, по сути, ничего не меняется».
«Пока у РЖД есть монополия на этот рынок, оно будет диктовать свои условия. Государство как владелец РЖД должно контролировать ситуацию и ограничивать амбиции железнодорожников. Почему этого не делается, я не знаю. Ведь компания Якунина, по сути, ведет дискриминационную политику по отношению как к конкурентам, так и к клиентам».
Между тем, претензии к РЖД растут как снежный ком. Недавно руководство монополии объявило о том, что стоимость постельного белья будет включаться в цену билета в купейном и плацкартном вагоне на всех дорогах стран СНГ и Балтии. Стоимость белья будет устанавливаться управлениями железных дорог, формирующими поезда. Между тем, в марте текущего года российская Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей — Общественный контроль» заявило, что включение платы за белье в стоимость железнодорожного билета незаконно. В настоящий момент «Общественный контроль» судится с ОАО «Российские железные дороги» по поводу их решения включить в стоимость билета плату за белье.
То, что в РЖД, мягко говоря, не все в порядке, становится понятно всем. Достаточно сказать, что недавно межрегиональной транспортной прокуратурой (ММТП) проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте, по результатам которой возбуждено 10 уголовных дел. Проверкой была охвачена вся Московская железная дорога, которая располагается на территории 13 субъектов Российской Федерации, и, частично, Юго-Восточная железная дорога. В ходе проверки выявлены грубые нарушения порядка содержания путей общего пользования и стрелочных переводов, средств сигнализации и связи на железнодорожных переездах, режима труда и отдыха локомотивных бригад, требований обязательной сертификации железнодорожного оборудования, эксплуатации технических средств объективного контроля, организации работы с опасными грузами.
Судя по всему, сложилась такая ситуация, когда на РЖД сыплются отовсюду жалобы, ее руководство обвиняют в грубых ошибках, прокуратура выявляет нарушения закона. Но при этом ничего не меняется. Следует полагать, что для этого нужна чья-то политическая воля. Но ее нет. Как считает Сергиевский, «Когда проблемы РЖД перерастут в общегосударственные, правительству так или иначе придется заняться этой проблемой, и, возможно, поставить вопрос о доверии к руководству РЖД».