Группа компаний СОК (создана в 1994 г. и объединяет 42 предприятия в 15 регионах) известна своими деловыми и политическими амбициями. Политика лоббирования своих экономических интересов с помощью политиков, которым помогли подняться наверх, Судя по всему, не чужда этой компании.
Напомним, что группа «СОК» принадлежит самарскому бизнесмену Юрию Качмазову. Он является основным бенефициаром группы. Есть акционеры и среди других топ-менеджеров «СОКа», но их имена не разглашаются. Какую долю контролирует Качмазов и его партнеры, неизвестно. По данным российских СМИ, топ-менеджеры нескольких автозаводов, сотрудничающих с «СОКом», оценивают долю Качмазова минимум в 70%, и за ним остается решающее слово по всем ключевым вопросам развития компании.
Одним из таких ключевых вопросов стал крупнейший автомобильный конкурент СОКа «Автотор», - это группа компаний, которая занимается производством иностранных автомобилей в Калининградской области с 1997 года. В настоящий момент компания выпускает машины BMW, Cadillac, Kia, Daewoo и Chery. В первом полугодии 2007 года «Автотор» собрал 42 628 машин.
В августе нынешнего года руководство предприятия неожиданно узнало, что с 1 января 2008 года сборка у них может быть прекращена, так как российское правительство собирается лишить завод всех льгот по сборке машин.
Напомним, что недавно совет директоров группы компаний «Автотор» распространил заявление, в котором говорится, что правительство РФ рассматривает вопрос о внесении изменении в постановление №184 от 31 марта 2006 года, регламентирующее перечень «простых операций», которые недостаточны для того, чтобы считать товар произведенным в Калининградской области. Изменения должны вступить в силу с 1 января 2008 года, и тогда «простой операцией» станет сборка автомобилей. Чтобы сохранить производство, «Автотору» придется за полгода наладить сварку и окраску кузовов автомобилей. Это потребует $80 млн. дополнительных инвестиций, однако уложиться в срок «Автотор» все равно не успеет, считают аналитики.
Льготы для оторванного от России Калининграда имеет, по сути дела, жизненное значение. Напомним, что в апреле 1995 годы была попытка отменить таможенные льготы в Калининграде (Указ об отмене таможенных льгот от 24 марта 1995 года за №244). В результате произошел резкий скачок цен в регионе, под угрозой разорения оказалось немало предпринимателей. Ведь льготы давали возможность калининградцам успешно конкурировать на внутрироссийском рынке. Тогда предприниматели подготовили открытое письмо-обращение к Президенту РФ, Госдуме и Совету Федерации, где выразили недоумение действиями президента и Госдумы и удивление «недостаточной настойчивостью чиновников администрации области, почти ежедневно ездивших в Москву на «борьбу» с чиновниками федеральными, которые напрочь игнорировали интересы экономики и населения региона.
«Складывается убеждение, — писали предприниматели, — что федеральному руководству всех уровней не нужны Калининградская область, ее население и богатейший научный, промышленный и стратегический потенциал». Суть проблемы наиболее точно выразил в те дни один из предпринимателей, который спрашивал: почему гражданин России, живущий в Калининграде, не может иметь равных возможностей с гражданином, живущим в Пскове? Ведь вопрос именно в равных возможностях для Калининградской области с учетом ее географического положения по сравнению с другими регионами России.
Отметим, что кампания по отмене льгот фактически началась с неожиданного для «Автотора» решения российской таможни что называется «брать по полной». В результате, несмотря на то, что льготы не отменены, предприятие вынуждено заниматься судебными разбирательствами, которые грозят растянуться надолго (как сообщила газете «Век» представитель «Автотора» Елена Шамаева, 10 октября состоялось предварительное слушание, но представители таможни так на него и не явились).
Причиной столь внезапного изменения отношения к «Автотору» со стороны государственных структур наблюдатели называют закулисную возню конкурента на автомобильном рынке группу компаний СОК.
Интересно, что неприятности у «Автотора» начались вскоре после того, как группа компаний СОК начала выпускать автомобили Kia Spectra на «Ижавто». В прошлом году по инициативе корейской стороны была снята с производства самая массовая модель «Автотора» Kia Rio. По словам председателя совета директоров ГК «Автотор» Владимира Щербакова, Kia Motors «ведет себя не по-рыночному».
«Фактически «Автотор» привел этот брэнд в Россию и долгое время нес расходы, связанные с его продвижением. Если Kia Motors решит прекратить производство в Калининграде, это ее право. «Автотор» от этого не проиграет», - сказал Щербаков.
Вслед за прекращением выпуска Kia Rio начались неприятности с таможенными пошлинами и «внесением изменений». Председатель совета директоров ГК «Автотор» Владимир Щербаков утверждает, что такое решение об изменении поправок пролоббировали бывшие менеджеры группы СОК.
Но, вполне возможно, что и нынешние менеджеры не остаются в стороне. В своем регионе группа СОК известна своей весьма агрессивной политикой по захвату новых сфер влияния. Но дело даже не в этом. Калининград – отдаленный регион со своими экономическими и политическими особенностями. Любое грубое вмешательство в дела региона посредством нерегулируемой и подчас около криминальной конкуренцией может привести к непоправимым последствиям в социальной сфере. Закрытие (или ограничение деятельности) крупнейшего предприятия, который предоставляем рабочие места многим местным жителям, может закончиться безработицей и, как следствие, серьезными социальными катаклизмами, которые неизбежно коснуться всей страны.
Впрочем, г-ну Качмазову судя по всему нет дела до судьбы калининградцев которые, как известно, отрезаны от «большой земли». Нанеся своими действиями «Автотору» сильный экономический урон, руководство СОКа оставит регион без части средств, которые идут и на социальные нужды. Ведь предприятие было одним из основных налогоплательщиков Калининградской области.