Идея объективных критериев оценки региональных властей появилась еще в 2004 г., когда губернаторов стал назначать лично президент. «Систему эффективности» тогда начали разрабатывать Минэкономразвития, Минрегион, Счетная палата. О необходимости создания таких критериев снова заговорили на Госсовете в Сочи в сентябре 2006 года.
Изначально рабочая группа под руководством тюменского губернатора Владимира Якушева предложила оценивать деятельность по 127 показателям. После дискуссий список сократился примерно до 70 критериев. Правда, нынешний вариант не окончательный: до 1 августа 2007 г. комиссия при президенте по вопросам совершенствования госуправления и правосудия разработает дополнительные критерии, а правительство к 1 января 2008 г. придумает, как поощрить отличившихся через систему грантов.
В соответствии с указом, ежегодно до 1 мая губернаторы будут отправлять доклады в комиссию, итоговый отчет о положении дел в субъектах представлять главе государства до 1 сентября будет Комиссия при президенте по вопросам совершенствования госуправления и правосудия. Правда, доклады за 2006 год необходимо представить до 1 сентября 2007 года. Фактически, у губернаторов будет всего месяц на подготовку своих отчетов. Показатели докладов будут учитываться при вынесении решения о доверии губернатору.
Больше половины критериев будут касаться экономического состояния субъекта. В первую очередь, это объем валового регионального продукта (ВРП) и количество инвестиций в основной капитал в пересчете на одного человека, чтобы уравнять густонаселенные и малонаселенные регионы. В целом требования к губернаторам разбиты на несколько блоков: экономическое развитие региона (объем ВРП, объем инвестиций в основной капитал, рост зарплат), социальное развитие (уровень безработицы, смертности, количество сирот, доля населения, регулярно занимающегося физкультурой), развитие ЖКХ (отношение цены квадратного метра жилья к доходам граждан, доля населения, проживающего в аварийном фонде), поддержка малого бизнеса (доля продукции, произведенной «малышами» в общем объеме ВРП).
Скажем, финансовое положение граждан будет учитываться по таким критериям, как рост средней зарплаты, отношение заработка бюджетников к доходам работников, «занятых в сфере экономики региона», количество безработных и долю населения с доходами ниже прожиточного минимума по региону. А также жилищные условия — количество людей, живущих в аварийных домах, жилплощадь на одного человека, в том числе введенную за год, отношение цены квадратного метра к среднему доходу.
Например, в «образовательные критерии» входит процент сдавших ЕГЭ, число выпускников ПТУ (они находятся в ведении регионов), работающих по специальности, удовлетворенность населения качеством образования, а также расходы из бюджета на одного обучающегося и доля госучреждений, перешедших на подушевое финансирование. Что касается ЕГЭ, то пока он находится в стадии эксперимента и участие в нем не является обязательным, Рособрнадзор официально не сообщает, как сдали ЕГЭ в том или ином регионе. Несмотря на, казалось бы, стройные выкладки, многие положения президентского указа вызывают у специалистов недоумение. К тому же ресурсы у регионов разные и непонятно, поможет ли сравнение показателей определить, кто ими распорядился наилучшим образом. Непонятно также, как сравнивать депрессивные и развитые регионы.
«Важна база, с которой сравнивают, ведь с нуля расти гораздо легче. Например, Европа растет по 2-3% в год и счастлива, тогда как Китай скачет на 10%, — говорит Андряков. — Такие показатели можно учитывать, но нужно делать это аккуратно». Например, непонятно, как сравнивать депрессивные и развитые регионы. К тому же ресурсы у регионов разные и непонятно, поможет ли сравнение показателей определить, кто ими распорядился наилучшим образом.
Как отмечают специалисты, если оценивать регионы по отдельным критериям, результаты могут быть неожиданными. Зарплаты в 2006 г. динамичнее всех росли в Дагестане (39,3%), а падали в Эвенкии (43,8%). В 2005 г. за инвестиции в основной капитал похвалили бы президента Карачаево-Черкесии Мустафу Батдыева (рост 60,1%), а поругали губернатора Томской области Виктора Кресса (падение на 35,2%). Такой неожиданный разброс объясняется довольно просто: в маленьких регионах достаточно одного работающего крупного предприятия, в крупных регионах, чтобы выйти на нужные показатели, их нужен не один десяток.
Неясно, каким образом будет оцениваться доля продукции, произведенной малым бизнесом, в общем объеме ВРП: ведь малые предприятия для отчетности оценивают только оборот и не считают объем производства. Помогать контролировать субъекты федерации поможет система грантов, которую правительству поручено разработать до 1 января 2008 года. Наблюдатели полагают, что эта своеобразная система кнута и пряника будет способствовать укреплению лояльности регионов к центру и лично президенту. Эксперты предполагают, что оценочные критерии вряд ли скажутся на работе губернаторов. Скорее, это инструмент политического давления, укрепления вертикали власти, хорошее подспорьее при смене неугодного губернатора.
Давно известно, что статистикой можно легко манипулировать, делать нужные приписки и замалчивать негативную информацию. По сути дела, чтобы проверить правильность губернаторских докладов, надо создавать новую контролирующую структуру. Так что, судя по всему, эти доклады станут обычной формальностью, а наиболее действенным мерилом эффективной работы регионального лидера останется, как и было прежде, его преданность главе государства. Интересно, что с 1999 по 2002 г. подобные критерии действовали в США: по итогам года федеральная власть давала администрациям штатов рекомендации. Однако они не были обязательными для исполнения. У нас же наверняка будет «как всегда».