Евгений Евстигнеев: актер своего времени

Как-то Евгения Евстигнеева спросили, каким он хочет видеть современного зрителя. Он ответил: Талантливым. Умеющим свободно ассоциировать, не боящимся быть сентиментальным. В общении со зрителем нужно четко знать свою цель вести зрителя за собой.

Будучи по преимуществу актером характерным, Евгений Александрович не знал никаких ограничений амплуа, диктата какого-либо направления или темы. Мягкая манера, присущая артисту, некоторая застенчивость и загадочность, которыми он наделял даже своих сатирических героев, придавали им особое обаяние... Сегодня Евгению Евстигнееву могло бы исполнится 80 лет. Фильмы с его участием по-прежнему в почете: их смотрят, их любят, ими восхищаются.

Актером Евгений Александрович стал совершенно случайно. В свободное от работы время Евстигнеев играл в кинотеатре на ударнике в оркестре. Так во время одного из таких выступлений его приметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Ленский. Как только оркестранты отыграли очередную композицию, ректор подошел к музыканту и спросил его: Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актером? На что Евстигнеев простодушно ответил: Я не знаю. Ленский вручил парню бумажку с адресом училища. Через два дня Евстигнеев пришел по указанному адресу, Ленский встретил его очень радушно, предложил выучить какую-нибудь басню и сдать ему экзамен. Спустя пару дней Евгений Александрович был зачислен на первый курс училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределен во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского. В 1956 году окончил Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ и стал актером этого театра. Евгений Евстигнеев стоял у истоков театра Современник. В складывающейся труппе ефремовского МХАТа Евстигнеев стал одной из ключевых фигур. Он был занят во всех важнейших постановках. Первой ролью Евстигнеева в театре стала роль Чернова в спектакле Вечно живые, которым открылся Современник в 1956 году.

КУЛИСЫ:

Реклама на веке

В проходных театральных ролях Евгений Александрович мог сыграть человеческую судьбу. Так, появляясь на сцене всего два раза в роли немолодого инженера в Пяти вечерах зрителям открывалась ничьим теплом не согретая жизнь, а за любезной и просящей улыбкой хозяина отеля в Пятой колонне угадывалась нищета, неустроенность, тревога приличного, но уже разрушенного войной существования. А вот в 1959 году он сыграл Глухаря в спектакле Олега Ефремова Два цвета. Тогда театральный критик К. Рудницкий писал об образе, созданном актером: мягкая серая кепка над стальными непроницаемыми глазами, мятая папироса, небрежно подвернутые рукава пиджака, характерная медлительность жестов. Сам же Евгений Евстигнеев об этой роли говорил так: В реальном человеке много парадоксального, и живую объемность создает светотень. Живой человек не может быть носителем ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Даже в таком отвратительном явлении, как Глухарь в спектакле Два цвета, мне надо было найти неожиданность, нечто светлое ведь не родился же он убийцей. И я нашел. Вот в нем есть, например, любовь к музыке, и если бы ее развивать, может быть, для Глухаря открылись бы иные жизненные перспективы. Он любую роль делал своей.

Евгений Евстигнеев сыграл множество разноплановых ролей: роль Голого короля в одноименном спектакле, в спектакле Назначение Евстигнеев исполнил сразу две роли близнецов Куропеева и Муравеева. В 1968 году состоялась премьера спектакля На дне. Сняв героический штамп, отказавшись подменять голос Сатина голосом Горького, он заставлял услышать драматизм особых крученых интонаций, в которых пьяная тоска, фиоритуры трактирного Цицерона и боль насмешливого ума были неотделимы друг от друга.

Евгений Александрович играл Дорна в спектакле Чайка театра Современник. Его Дорн никого не впускал в свой внутренний мир. Страсти вспыхивали и гасли, набухали и взрывались за его спиной. Он же пристально вглядывался в темноту, в неизвестность Он нес в себе мучительное знание. Его эгоцентризм был единственно благотворен: он никого не лишал надежды, оставляя в неведении.

А в 1977 году уже во МХАТе, Евстигнеев сыграл Чебутыкина в постановке Три сестры. Спектакль Дяде Ваня 1985 года, где играли Вячеслав Невинный (Вафля), А. Вертинская (Елена Андреевна), А. Мягков (Войницкий). Серебряков-Евстигнеев не был злодеем, поедающим чужие жизни. Он был обыкновенной, напыщенной, лжезначительной серостью. Он благообразен и глуп. В нем та простота, которая хуже воровства. Не осознавая, что делает, он обобрал дядю Ваню и в прямом, и переносном смысле. Недаром в сцене скандала, предъявляя Серебрякову крупный счет, Войницкий делает это с канцелярскими счетами в руках.

ЭКРАН:

Евгений Евстигнеев считал, что сниматься в кино актеру театра необходимо. Дынин, начальник пионерлагеря, вдохновенно глуп - фильм Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен (1964 год). Но его глупость деятельная, волевая. Она бьет ключом. В этом неиссякаемый источник комизма. В кинокартине Никогда перед Евстигнеевым стояла иная задача. Его герой, директор кораблестроительного завода, умный, но отнюдь не обаятельный, не желающий быть симпатичным. Евстигнеев наделил его барскими повадками и холодной уверенностью в своей правоте. В 1968 году вышел на экраны фильм Зигзаг удачи, где Евгений Евстигнеев исполнил роль директора автобазы. За пошловатой, грубоватой манерой поведения проглядывает душевная, сердечная тоска. Нелепые смотрины вдруг становились началом пусть забавной, комедийной, но любви, способной возвысить обоих и жениха, и невесту.

Фильм Бег по одноименной пьесе Михаила Булгакова был снят в 1971 году режиссерами Аловым и Наумовым. В Корзухине Евстигнееве вальяжность, чуть гипертрофированная уверенность в себе. Но когда действие переносится в Париж, в его особняк, в нем пропадает эта невозмутимость. Перед нами человек нервный, азартный, теряющий разум и контроль над собой, обезумевший от жажды риска, игры и после проигрыша по-детски расплакавшийся.

В 1988 году снова Булгаков, но на этот раз Собачье сердце. К комичности Швондера, изображенной Карцевым, Преображенский-Евстигнеев добавил трагичность русской интеллигенции, отказывающейся принимать советскую власть. В фильме Семнадцать мгновений весны Евгений Евстигнеев сыграл Плейшнера, человека внутренне, духовно очень сильного, но внешне по-детски беззащитного. Но его обаяние не было показным: в сложных, экстремальных ситуациях он мог, находил в себе силы принимать ответственные решения.

А вот фильм Ермак, который снимался в течение 7 лет, и в котором Евгений Евстигнеев должен был сыграть роль Ивана Грозного, стал последней работой актера.

ПОСМОТРИМ

Понедельник, 9 октября

Культура, 20:50

Программа Острова сегодня посвящена Народному артисту СССР Евгению Александровичу Евстигнееву. Воспоминаниями о Евгении Евстигнееве поделятся известные режиссеры, актеры Владимирского драматического театра, которые помнят его роли в этом театре. О последних годах жизни Евгения Александровича вспоминает его жена Ирина Цывина. Игорь Кваша и Галина Волчек расскажут истории, связанные с игрой Евгения Александровича в театре Современник.

Вторник, 10 октября

Культура, 16:35

Повесть о неизвестном актере. Х/ф

(Мосфильм, 1976).

Режиссер Александр Зархи.

Киноповесть об актере провинциального театра Павле Павловиче Горяеве. Много лет он играл главные роли и был любимцем публики. Но однажды роль Горяева в очередной пьесе была отдана начинающему актеру.

В ролях: Евгений Евстигнеев, Алла Демидова, Игорь Кваша, Валентин Гафт, Ангелина Степанова, Игорь Старыгин.

Среда, 11 октября

Культура, 16:35

Ночные забавы. Х/ф

(СССР, 1991).

Режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков.

Однажды юная девушка приводит домой жениха пожилого и одинокого музыканта-саксофониста. Таким образом она надеется удержать своих родителей от назревающего развода, соединив их общим переживанием по поводу своего экстравагантного выбора.

В ролях: Евгений Евстигнеев, Александра Колкунова, Ирина Алферова, Альберт Филозов и Валентин Гафт.

Пятница, 13 октября

Культура, 16:40

Старики-разбойники. Х/ф

(Мосфильм, 1971).

Режиссер Эльдар Рязанов.

Следователя прокуратуры Мячикова, достигшего пенсионного возраста, пытаются насильно уйти с работы. Вместе со своим старинным другом, инженером Воробьевым, Мячиков решает организовать преступление, раскрыв которое он сможет доказать свою необходимость и незаменимостью.

В ролях: Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Ольга Аросева, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Лев Дуров.

Досье Век:

Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года. Умер 4 марта 1992 года в Лондоновской клинике за несколько минут до операции на сердце.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Театр: Евгений Евстигнеев стоял у истоков театра Современник, работал на сцене МХАТа, играл в антрепризных спектаклях Вишневый сад и Игроки ХХ.

Фильмы: Зигзаг удачи, Золотой теленок, Старики-разбойники, По семейным обстоятельствам, Место встречи изменить нельзя, Собачье сердце, Мы из джаза, Зимний вечер в Гаграх, Ночные забавы, Семнадцать мгновений весны, Гардемарина вперед!, Старый Новый год и др.

Семейное положение:

Был женат на будущем главном режиссере театра Галине Волчек. От этого брака родился сын Денис Евстигнеев, ставший впоследствии кинооператором и кинорежиссером. Второй женой Евстигнеева была актриса Лилия Селянская, от брака с которой родилась дочь Мария - ныне актриса Современника. Третьей женой Евстигнеева стала Ирина Цывина, ныне живущая в США.

Александр Герасимов, обозреватель отдела Культура и СМИ электронной газеты Век.

Реклама на веке
Гарри Поттер возглавил рейтинг Forbes Ейск чтит Мордюкову по особому