Европа не хочет участвовать в китайском проекте «Один пояс – один путь»

Пекин надеялся, что Европа охотно присоединится к его сети глобальных торговых и транспортных связей «Один пояс – один путь», но главы европейских стран не хотят участвовать в проекте, разделяя опасения Вашингтона относительно усиления их экономической зависимости от Китая.

Ориентировочно в середине октября Пекин организует форум стран, входящих в инициативу «Один пояс – один путь». Приехать на него готов Владимир Путин, но это еще больше оттолкнуло европейских лидеров, многие из которых ужесточили свою позицию по отношению к Китаю из-за того, что Пекин занял сторону Москвы с начала конфликта на Украине. По словам людей, знакомых с ситуацией, присутствие Путина делает практически невозможным для Китая добиться принятия приглашений на форум от правительств, введших санкции против Москвы.

Еще пять лет назад Китай быстро привлекал к «Один пояс – один путь» новых членов из числа развивающихся стран и втягивал в орбиту проекта богатые страны, более тесно связанные с Вашингтоном, в том числе Италию, Грецию и Чехию. Однако сейчас многие из этих стран дистанцируются от проекта, в то время как Европа стремится сократить свою экономическую зависимость от Китая. Согласно высокопоставленным представителям правительств Франции и Германии, ни президент Франции Эмманюэль Макрон, ни канцлер ФРГ Олаф Шольц на данный момент не планируют присутствовать на форуме «Один пояс – один путь» 2023 года. Италия – единственная страна G7, присоединившаяся к китайской инициативе. Но и глава правительства этого государства Джорджа Мелони не поедет в этом году на форум. Греция и Чехия, присоединившиеся к проекту в 2018 и 2015 годах соответственно, также не намерены в нынешнем году направлять на форум своих представителей. Между тем в МИД Швейцарии, которая отправляла своего президента на два предыдущих форума, отметили, что пока не приняли решения на этот счет. В целом, Европа даже до пандемии начала дистанцироваться от китайской инициативы – с 2019 года ЕС считает КНР «системным конкурентом».

Невысокая явка может подорвать усилия Пекина по созданию имиджа страны с растущим мировым влиянием. Последний раз форум «Один пояс – один путь» проходил перед пандемией в 2019 году. Тогда на нем присутствовали высокопоставленные представители 38 стран. В 2017 году на мероприятии были представлены 30 стран, включая США.

Реклама на веке

Между тем в конце октября 2023 года в Брюсселе должен пройти конкурирующий европейский бизнес-форум – Global Gateway. Планируется, что в рамках этого мероприятия до 2027 года в ЕС будет привлечено €333 млрд на создание устойчивой инфраструктуры. Китайский форум ориентировочно состоится в середине октября.

По оценкам некоторых экспертов, инициатива «Один пояс – один путь» должна привлечь $1 трлн на финансируемое Китаем строительство железных и автомобильных дорог, трубопроводов и портов, которые свяжут Азию с Европой, Африкой и Латинской Америкой. Это самая крупная в мире инфраструктурная программа, намного превосходящая по объемам финансирования послевоенную программу США «План Маршалла» и не имеющая сегодня аналогов.

Реклама на веке
Демонстранты в Нигере напали на французское посольство, размахивая российскими флагами На оружейный рынок выходит первый «умный» пистолет. Нужен ли он кому-то?