Сегодня министр экономического развития Герман Греф заявил о том, что правительство РФ рассчитывает провести IPO госпакета акций ОАО КамАЗ в начале 2008 года. Если раньше государство планировало расстаться только с 9-11%, то теперь решено распрощаться со всем пакетом.
Напомним, что в настоящее время официальными акционерами предприятия являются Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом /34,01%/, Внешторгбанк /17,17%/, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан /11,6%/, KAMAZ International Managient /3,82%/, Сбербанк /2,82%/.
Как считает Денис Матафонов, директор аналитического департамента Антанта Капитал, прогнозировать возможного покупателя пока преждевременно. Пакет будет размещен на западной биржевой площадке, и потому он поступит, скорее всего, во владение западных инвестиционных фондов и компаний, а также частных инвесторов. Аналитик убежден, что продажа госпакета будет проводиться в форме открытого аукциона. По мнению Дениса Матафонова, это выгоднее, чем продавать пакет акций одному стратегу, где цена будет ниже.
Среди возможных покупателей уже называются иностранные автоконцерны, в том числе Volvo, MAN, TATA, китайские автопроизводители, а также второй крупнейший акционер КамАЗа - Внешторгбанк.
Как уже писал Век, ранее гендиректор КамАЗа Сергей Когогин заявил, что его предприятие в конце 2008 - 2009 году проведет допэмиссию акций примерно на $200 млн. с целью их последующей продажи на рынке. По словам Когогина, вырученные средства будут потрачены на реализацию программы реинженеринга производства грузовиков.
Многие эксперты убеждены, что за КамАЗ будет идти очень ожесточенная борьба. Дело в том, что еще одним серьезным претендентом на завод является Рособоронэкспорт, который не скрывает своих амбициозных намерений. Ведь через него проходит порядка 30% экспорта предприятия. Руководство Татарстана очень болезненно относится к подобному исходу. KAMAZ International Managient, которая представляет интересы президента Шаймиева, наверняка попытается объединиться с какой-то крупной финансовой организацией, чтобы не допустить покупку Рособоронэкспортом КамАЗа. Слишком велика вероятность того, что оборонщики, используя силовые методы, полностью захватят завод, как это уже было на АвтоВАЗе.
КамАЗ, судя по текущим показателям, на сегодняшний день не самая эффективная автомобильная компания, - считает аналитик Уралсиба г-н Смольянинов. - Рынок в России на данный момент перспективен, и доля КамАЗа на нем значительна. Поэтому другой управленец мог бы изменить ситуацию на предприятии и сделать его более прибыльным, в чем непосредственно будет заинтересован и инвестор. Возможно, это будет достигнуто за счет слияния и увеличения масштабов компании или же, напротив, часть бизнеса будет продана как непрофильная деятельность, - полагает эксперт. По его мнению, государство приняло верное решение, продавая госпакет. Несмотря на то, что КамАЗ занимает доминирующее положение на российском рынке, стратегического значения для экономики страны он не имеет. Государству невыгодно по-прежнему держать в своих руках пакет акций, так как большой прибыли завод не приносит.