Разговоры о возможном слиянии двух автогигантов шли давно. В случае заключения договора, АвтоВАЗ вошел бы в уже состоявшийся стратегический альянс Renault и японской компании Nissan.
АвтоВАЗ, который сейчас уже сотрудничает с американской General Motors, давно уже искал новую автомобильную платформу, на базе которой предприятие смогло бы наладить выпуск новых моделей.
Однако французы хотели не только предоставить платформу, но и стать совладельцем российской компании. Компания Renault была заинтересована в приобретении блокирующего пакета акций.
Игорь Есиповский еще в начале февраля объявил, что хочет построить рядом со своим заводом еще один, мощностью до 450 тысяч машин в год. В новых цехах он рассчитывает выпускать до 12 марок автомобилей. Наиболее подходящей платформой для новых автомобилей Lada могла бы стать Renault Megane. На ее базе можно создать автомобили классов В, С и SUV (внедорожники), кроссоверы, компактвэны, при желании даже автомобиль класса D.
В июне председатель совета директоров АвтоВАЗа Артяков летал в Париж, чтобы лично переговорить с президентом Renault Nissan Карлосом Гоном. Француз предложил АвтоВАЗу выкупить не менее 25% акций, обещая создать с ним СП для сборки 450 000 машин, разработанных на базе своей самой экономичной модели Renault Logan, ежегодно. Эксперты считали это предложение очень выгодным для АвтоВАЗа. Deutsche UFG в специальном отчете среди преимуществ сделки для АвтоВАЗа называл доступ к современным технологиям и приобретение лучшего западного опыта управления.
Еще несколько месяцев назад Герман Греф, призывал мировых производителей автомобилей заключать соглашения о сборке машин на территории РФ.
Чтобы создать условия для иностранцев в России, правительство РФ в 2005г. выпустило постановление, согласно которому импортные пошлины на автокомпоненты для промышленной сборки на территории РФ были снижены с 12,5% до 3%. В 2005г. соглашения о промышленной сборке иностранных автомобилей на территории РФ были заключены с ИжАвто и Северсталь-Авто.
Однако такая сделка по слиянию Рено и АвтоВАЗа грозила бы отечественному авторынку, переход под контроль иностранцам. Возможно, такой вариант не очень устраивал Кремль, и там не дали добро на создание СП.
По всей видимости, комбинация была переиграна. Уже в пятницу руководство АвтоВАЗа заложило в Ставропольском районе Самарской области первый камень нового завода двигателей и коробок передач. Мощность предприятия составит 660 тыс. моторов в год, оно будет построено за два с половиной года на участке в 310 га, который АвтоВАЗ купил в декабре 2005 года. Позднее, здесь же планируется построить новый автосборочный комплекс на 450 тыс. автомобилей, а также технопарк для производства автокомпонентов.
АвтоВАЗ крупнейший российский автозавод, в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. 132,5 млрд руб., чистая прибыль 1,4 млрд руб. Около 60% АвтоВАЗа принадлежат его дочкам AVVA, ЦО АФК и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП Рособоронэкспорт.
Новый завод будет строиться в две очереди, мощность каждой из которых составит порядка 300 тыс. двигателей. Первая очередь появится через полтора года и будет выпускать бензиновые двигатели объемом 1,6 л, которые АвтоВАЗ разработал совместно с австрийской AVL (моторы соответствуют стандарту Евро-4). Коробки передач для них разработаны при участии Porsche. Вторая очередь завода будет выпускать бензиновые двигатели объемом 2 л. Партнера по их разработке АвтоВАЗ пока не выбрал, однако, скорее всего, это также будет AVL. Между тем Есиповский заявил, что компания может выкупить у Рено, лицензию на двигатели.
Следует отметить, что ВАЗ начинался именно как лицензионное производство. Первая модель, сошедшая с конвейера в Тольятти, была заимствована у итальянцев: прототипом копейки стал Fiat 124, признанный лучшим автомобилем мира 1968 года. Этот автомобиль десятилетиями оставался платформой для вазовской классики. А восьмерки и девятки АвтоВАЗу помогал разрабатывать инжиниринговый центр Porsche.