18+
  1. Метро для двоих

Метро для двоих

Метро для двоих
Московский метрополитен становится не только местом повышенной опасности, но и объектом особой коррумпированности. Столичную «подземку» активно строят, вкладывая в новые станции и линии сотни миллиардов бюджетных рублей. Припасть к такой кормушке желают многие, и два собянинских заместителя уже стоят на «раздаче».

Один из самых популярных столичных чиновников - заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин стал фактически первым номером, сообщающим москвичам новости о развитии метрополитена. Накануне, например, он доложил о том, что станция «Технопарк» Замоскворецкой линии будет отстроена к ноябрю 2015 года, а «где-то» в сентябре 2016 года откроется станция «ЗИЛ» на Малом кольце железной дороги.

Транспортную инфраструктуру «полуострова ЗИЛ» - транспортно-пересадочный узел на базе станции МКЖД и станцию метро «Технопарк» проектирует ОАО «Мосинжпроект», выполняющее большинство крупных заказов от городских властей. И на днях эта компания подтвердила, что строительство – одна из самых коррупционных сфер в Москве, куда «чужаков» не пускают.

Напомним, недавно ОАО, которое на 100% принадлежит властям города и занимается заказом, проектированием и возведением станций и линий столичного метрополитена, оскандалилось основательно. Начальник управления строительства «Мосинжпроекта» Андрей Архангельский был задержан при получении взятки в 5 млн рублей, которую, по версии следствия, он получил от одного из субподрядчиков строительства станции метро «Котельники». Как сообщали «Известия» сейчас станция Таганско-Краснопресненской линии готовится к госприемке (ее пуск намечен в канун торжеств к 70-летию Победы и 80-летию Московского метрополитена), субподрядчики сдают работы заказчикам. Якобы контролеры из «Мосинжпроекта» не хотели закрывать подряды одной из организаций, выполнявшей пуско-наладочные работы, а представитель ОАО за подпись актов о приемке и сдаче работ потребовал мзду.

По данным СМИ, Архангельский «продавал» свои лоббистские услуги при назначении субподрядчика строительства станции «Котельники». Для этого у него была полная свобода – с 2013 года «Мосинжпроект» выполняет функции генерального подрядчика на строительстве новых станций Московского метрополитена, являясь главным распорядителем бюджетных «метромиллиардов». В позапрошлом году эта инжиниринговая компания (неожиданно выросшая при мэре Собянине) стала единственным участником и победителем конкурса на проектирование и строительство 33 новых станций и 69 км линий метро. Из московского бюджета на эти цели планируется выделить 564 млрд рублей - столь масштабное финансирование строительства метро бывшей лужковской мэрии и не снилось.

В совет директоров «Мосинжпроекта» входит лично Марат Хуснуллин. К слову, именно он еще в 2011 году стал инициатором перевода скромного проектировщика подземных сооружений и инженерных коммуникаций в генеральные подрядчики метро, оттеснив традиционных проектировщиков «Метрогипротранс» и монополистов по прокладке тоннелей – «Мосметрострой». После того, как вице-мэр стал отвечать за столичный строительный комплекс, он «оснастил» «Мосинжпроект» своими людьми: гендиректором ОАО стал давний знакомый и земляк Хуснуллина – выходец из Татарстана Константин Матвеев, который ранее руководил ООО «Нефтегазинжиниринг» - строителем нефтеперерабатывающих предприятий в Татарстане. Марат Шакирзянович в то время был министром строительства РТ, а теперь, волею судеб, оба товарища оказались в Москве, с ее царским бюджетом.

В совет директоров «Мосинжпроекта», по данным «СПАРК-Интерфакс», входят и другие земляки вице-мэра: замглавы департамента по строительству метро и транспортной инфраструктуры, экс-министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов и советник заместителя мэра Рауф Нуруллин. Теперь вся бывшая «казанская рать» взяла в оборот столичную подземку и ведет через «Мосинжпроект» всю работу с подрядчиками и поставщиками.

Раньше доступ к проектированию московского метрополитена имели только квалифицированные специалисты «Метрогипротранс» - теперь же к стратегическому объекту допущены все, кому, видимо, позволяют средства. Как ранее писал «Век», частные «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Ингеоком», «Бамтоннельстрой» и государственный «Казметрострой» получили подрядов более чем на 100 млрд рублей, пройдя так называемую «процедуру предквалификационного отбора». Кроме них в число крупнейших подрядчиков входит и УСК «Мост», 25% акций которой с 2012 года принадлежат основателю Gunvor Геннадию Тимченко.

Со временем выполнять заказы по строительству метро стали и прочие фирмы, причем отнюдь не отечественные. Например, строительством участка Калининско-Солнцевской линии (1,62 км) и станции «Рассказовка» занимается украинская ИБТ. За эту работу ей заплатили 5,5 млрд рублей, причем эта компания также стала единственным участником тендера. По данным экспертов, 49% уставного капитала ИБТ принадлежат «Мосинжпроекту». То есть миллиарды бюджетных рублей частично ушли в карман «хуснуллинского» ОАО? Не исключено.

Основным поставщиком тюбингов – чугунных креплений сводов тоннелей метрополитена остается украинская компания «Днепротяжмаш». Хотя еще в марте прошлого года Марат Хуснуллин обещал перейти на отечественного производителя, реальность со словами, как водится, разошлась. И предприятия недружественного по отношению к России государства продолжают получать миллиарды рублей, а киевская пресса иронизирует: мол, благодаря российской коррупции можно решить практически любые вопросы, несмотря на политику Кремля и Крещатика.

А ведь в России достаточно собственных специалистов: новосибирский «Сиблитмаш», магнитогорский «Ураспецмаш», московский «Спецпроммаш» вполне могли бы претендовать на производство тюбингов. Интересно, что именно столичный завод зачастую занимается обработкой заказов и доводит до готовности литье с «Днепротяжмаша», но, видимо, господину Хуснуллину по каким-то причинам интересней отдавать немалые деньги зарубежным фирмам и испытывать риски от перебоя с поставками, чем поддерживать российские предприятия. Не потому ли, что остается возможность, в случае чего списать потерю средств на нестабильную внешнеполитическую обстановку?

Очевидно, что скоро щупальца «Мосинжпроекта» беззастенчиво захватят прочие проектные институты и строительные структуры, принадлежащие городу. В марте нынешнего года ФАС разрешила правительству Москвы включить акции «Моспроект-3», «Моспроект-4», МНИИТЭП, «Мосреалстрой», Управления экспериментальной застройки микрорайонов, Управления развития строительных технологий и Московский городской центр продажи недвижимости в уставный капитал «Мосинжпроекта». Марат Хуснуллин объяснил это желанием «стимулировать рынок недвижимости в непростых экономических условиях», «взять под более жесткий контроль проекты, реализуемые в рамках городского заказа» и «усилить компетенцию» ОАО в сфере строительства. Эта консолидация на базе «Мосинжпроекта» позволит создать инжиниринговый холдинг полного цикла. «Полного коррупционного цикла», - иронизируют наблюдатели.

Однако, как известно, даже в метростроительстве уже есть много нареканий к качеству работ. «Спешка хороша только при ловле блох, - заявил ранее «Веку» источник, близкий к ситуации. - По моим данным, в «Мосинжпроекте» очень много тех, кого в свое время выгнали из СМУ. При таком ритме мы рискуем получить не подземный «город-сад», обещанный чиновниками, а нью-йоркский типичный метрополитен, с его одинаковыми станциями и серостью. Я уж не говорю о качестве строительства…».

Ранее портал «Преступная Россия» опубликовал письмо сотрудников московского метрополитена президенту Владимиру Путину – в нем изложена та катастрофическая ситуация, в которой оказалась вся подземка. По словам авторов, ударные темпы строительства новых станций метро, которыми так любят на камеру похвастаться чиновники, приводят к снижению качества продукта, и это может привести к плачевным последствиям.

Метростроевцы отмечают: «беспредел, произвол и вседозволенность чиновников, отвечающих за метростроение» заключаются в том, что до начала строительства заказчик-генподрядчик ОАО «Мосинжпроект» не выдает в полном объеме проектную документацию; вынуждает производить работы по сигнальным чертежам и с нарушением технологий, СНиП, чтобы успеть к неграмотно поставленным срокам, озвученным в СМИ; стоимость выполненных работ оказывается выше изначально заложенной в сметах, в итоге Метрострой работает себе в убыток. Кроме того, рабочим ставят задачи строить новые станции за два года, но при этом «Мосинжпроект» не в состоянии обеспечить их своевременно территориями с вынесенными коммуникациями под стройплощадки; Метрострой вынуждают пускать, а Метрополитен принимать в эксплуатацию новые станции, не достроенные в полном объеме (в итоге их достраивают и оснащают оборудованием в режиме действующего метрополитена по несколько лет); работа не финансируется в полном объеме, хотя из бюджета исправно выделяются десятки миллиардов рублей. Строители не могут оплачивать талоны на вывоз грунта, содержать технику, снабжать объекты материалом и оборудованием, идут задержки по зарплате, растет число рабочих-гастарбайтеров без опыта работы. «Все вышеперечисленное на руку инспектирующим организациям, которые в силу своих полномочий используют сложившуюся ситуацию в своих корыстных целях», пишут авторы письма, напоминая о многочисленных авариях в столичной подземке.

С первых строк метростроевцы обвинили во всех грехах некомпетентного мэра Москвы Сергея Собянина, его зама Марата Хуснуллина и прочих членов «собянинской» команды. Деятельность этих чиновников может аукнуться москвичам и гостям столицы серьезными происшествиями под землей, считают специалисты.

Не мог остаться в стороне от лакомого «метропирога» и другой популярный столичный чиновник – заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. По данным некоторых СМИ, ОАО «Мосметрострой» принадлежит бывшим партнерам Ликсутова по бизнесу - основателям «Трансмашхолдинга» Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву. Именно они, говорят, не только поставляют для столичной подземки вагоны, но и занимаются строительством станций. Но монопольного положения по прокладке тоннелей Метрострой, как мы знаем, лишился стараниями Марата Хуснуллина. Крайними остались метростроевцы, ибо первый вице-мэр явно ставит палки в колеса второму вице-мэру, не желая делиться бюджетом.

Но господин Ликсутов оказался хитрее и решил зайти с другой стороны. В конце марта стало известно, что глава столичного дептранса затеял масштабную реконструкцию подземных переходов в метрополитене, нагло игнорируя указания первого вице-премьера Игоря Шувалова. Напомним, в феврале на заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего бизнеса органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано продлить хозяйствующим субъектам право на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, срок действия которых истек в 2015 году, на прежних или льготных условиях без проведения торгов.

Но Максим Станиславович, видно, решил, что требование кабмина поддержать малый бизнес его не касается. По данным «Известий», в профсоюзе работников среднего и малого бизнеса (МСБ) Москвы утверждают, что под видом реконструкции в столице начался банальный передел рынка аренды торговых площадей метрополитена, который лишает работы тысячи индивидуальных предпринимателей. Городские власти фактически выживают из «подземного» бизнеса прежних арендаторов, тысячи продавцов теряют работу, а казна теряет миллионы рублей налогов. И хотя руководство метрополитена обещает после реконструкции устроить конкурс по аренде готовых киосков «для всех желающих», а лично Максим Ликсутов – что стоимость аренды торговых площадей в переходах метро снизится в 2-6 раз, предприниматели говорят, что чиновники изменили условия договоров и существенно подняли арендные ставки.

В среднем на предоставлении площадей для торговли в переходах метрополитен зарабатывает более 1 млрд рублей. При этом цена аренды, по данным Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов столицы, с 2013 года поднялась в три раза, сейчас стоимость аренды 1 кв. м составляет 15 тыс. рублей в месяц. А на торгах цена может увеличиваться в разы, и многие бизнесмены говорят, что не готовы платить по 45-50 тысяч за 1 кв. м в месяц.

Профсоюз работников МСБ Москвы намерен провести 7 мая 2015 года митинг на площади Пушкина и вывести на улицы не менее двух тысяч человек, чтобы обратить внимание властей на планомерное уничтожение малого бизнеса в столице.

Напомним, инициативу Ликсутова о реконструкции и благоустройстве 296 вестибюлей и 131 подземного перехода Московского метрополитена поддержал и мэр Собянин, который не первый год уже озабочен «лицом» торговли в Москве. По расчетам вице-мэра, бюджет разработки архитектурного зонирования и дизайна будет составлять 3,5 млн рублей, а строительно-монтажные работы обойдутся в 55 млн рублей – все это за одну станцию. В нынешнем году планируют отделать 90 станций – то есть вложить в реконструкцию подземки более 5 млрд рублей! Куратор этого благоустройства «надежный» – давний знакомый Ликсутова, замглавы метрополитена Юрий Дегтярев.

Первый конкурс на выполнение работ по благоустройству вестибюлей 13 станций метро и подземных переходов в октябре прошлого года выиграло некое ООО «Турбомаш» - с победителем был заключен контракт почти на 1 млрд рублей. Примечательно, что «Турбомаш», активно участвующий в крупных столичных проектах департамента транспорта Москвы, принадлежит ОАО «Славмашхолдинг», а им, в свою очередь, владеет кипрская Kromvel Holding Limited. Как это вяжется с распоряжением президента Владимира Путина о том, что чиновники не должны заключать контракты с фирмами, зарегистрированными в офшорах, понятно, наверное, только господину Ликсутову.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, отдавать тендеры компаниям, которые зарегистрированы в офшорах, когда идет деофшоризация, не только не этично, но и преступно. И вице-мэр наверняка должен знать, что за фирмы участвуют в курируемых им проектах.

Сергею Собянину давно пора задуматься о том, какими заместителями он себя окружил. Марата Хуснуллина и его казанских друзей называют «строительной мафией» Москвы, а Ликсутова-Пегова (главу метрополитена)-Дегтярева – ОПГ «Метро». Подземку «кушают» и «объедают» со всех сторон, но градоначальник, и без того не слишком популярный у москвичей, похоже, и в ус не дует. Более того, таким людям как Архангельский (ныне погоревший на взятке) мэр ранее объявляет благодарность «за многолетнюю и добросовестную работу в строительной отрасли Москвы». Остается лишь недоумевать: Сергей Семенович ничего не видит и не слышит, либо, наоборот, ежемесячно получает свой «конвертик» за молчание от заинтересованных лиц?! Мэра, как любого начальника, делает команда, и в этом «метробеспределе» Собянин рискует окончательно потерять лицо и голоса будущих избирателей.

Последние новости