Национальная служба липовых институтов

Не так давно журналистское сообщество в России откровенно иронизировало над неловким признанием Александра Бердникова, главы Республики Алтай, заявившего, что его специально «топят» в рейтингах российской власти, вымогая миллионные взятки.

Да, и вообще Бердникова несло: «Один сайт прицепился, вроде бы как «кремлевские аналитики», хотя они не имеют никакого отношения к Кремлю. Два человека зарегистрировали сайт – один физмат закончил, второй - вообще безграмотный. Назвали сайт типа «кремлевский прогноз» и звонят: плати 2 млн рублей, будешь самым хорошим, не хочешь платить – будешь плохим. Так это все делается, — рассказывал Бердников. – Но я никому не платил и не собираюсь платить, меня эти рейтинги не интересуют».

Несколько месяцев спустя журналисты уже не смеялись, а молча разводили руками. Тогда известный екатеринбургский политик и общественный деятель Евгений Ройзман** заявил, что в солиднейшем деловом издании «Коммерсантъ-Власть» опубликован фальшивый, «купленный» рейтинг губернаторов, который возглавил «уральский начальник» Куйвашев. Скандальная сенсация скоро полностью подтвердилась. Опубликованный «Властью» рейтинг был придуман. Даже имена и фотографии экспертов оказались поддельными. Стремительно теряющему ореол неподкупности изданию удалось отмазаться, обратив внимание журналистов на едва пропечатанное на страницах рейтинга слово «Реклама». То, что было подано как серьезный политический рейтинг, оказалось банальной рекламной статьей. «Лаборатория исследования общественного мнения», составитель сего пиар-шедевра, видимо, осталась без заказов. Впрочем, это наверняка мало опечалило ее создателей.

На днях «Коммерсантъ» приподнес очередной скандальный повод поговорить о медиа-рейтингах платежеспособных российских политиков. В редакционной статье говорится: мол, губернатор Омской области Назаров так серьезно отнесся к низкой позиции в новом рейтинге медийной открытости «Национальной службы мониторинга», что уволил начальника главного управления по СМИ Андрея Ткачука. В статье делают оговорки, что Ткачук еще проворачивал махинации с денежными субсидиями местным изданиям, а заявление об уходе написал «по собственному желанию». Тем не менее, делается вывод, что причина увольнения таки в том, что Ткачук не обеспечил своему боссу высшее место в рейтинге «Национальной службы мониторинга». А вот обеспечил бы, дескать, и все было бы хорошо.

Реклама на веке

Памятуя ту наглость, с которой еще недавно «Коммерсантъ» втюхивал доверчивым читателям рейтинг «ЛИОМ» с рекламным Куйвашевым, я решил навести самые элементарные справки об этой конторе – «НСМ». Чтобы мне, как журналисту, было понятно – можно ли ориентироваться на их рейтинги и доверять их экспертам?

О «Национальной службе мониторинга», например, знает Википедия. Страница создана осенью 2012 года. Первые упоминания «НСМ» в публикациях относятся к тому же времени. Однако известно, что рейтинги этой службы широко публикуются и обсуждаются в последнее время в сетевых и оффлайновых СМИ. Когда и почему молодая организация стала так популярна? Возможно, все дело в Институте независимых политических исследований, который ее поддерживает? Использовали его политический вес и исследовательскую мощь, привлекли институтских экспертов – и вот результат!

Однако об этом институте та же «Вики» не знает уже ничего. Сайты обеих организаций чрезвычайно скупы на информацию. Никакого экспертного сообщества или научной работы через них не просматривается вовсе. Единственное упоминаемое имя – Артем Булатов, который, по странному стечению обстоятельств, значится руководителем и там и там. Ну, а что такого? Наверное, умный солидный человек, с учеными степенями, зубр политологии. Вот, например, он работу ищет на Яндексе. Совсем молодой, и любит неформально выглядеть, судя по фотографии. Да, и фотографий у него мало – в сети обнаружилось всего две. На официальной странице «НСМ» в Фейсбуке* фотография Артема Булатова та же (кстати, у страницы аж 30 лайков, а у самого выдающегося политолога – 1 (один) подписчик). Если забить имя и место работы Артема в Гугл, то поисковик несколько теряется. Упоминаний человека много в связи с рейтингами, а какой-либо информации о самом человеке почти нет. Есть старое интервью 2009 года, где он еще студент Высшей школы экономики и рассказывает об учебной поездке в Англию. Больше о нем ничего: исследовательская работа, участие в политических или научных событиях, экспертные высказывания – ноль!

И этот человек рассылает в пресс-службы губернаторов свои медиарейтинги, в которых абсолютным лидером по информационной открытости по нескольку месяцев подряд значится Рамзан Кадыров!!!

Этого человека с его «национальной» службой мониторинга и липовым институтом пиарит раз за разом флагман деловой прессы России – «Коммерсантъ» (надо поискать рядом с его упоминаниями слово «Реклама» бледным шрифтом…).

Надо ли говорить, что эксперты, которые якобы работают на «НСМ» и Булатова – известны в еще меньшей степени. А именно: никак не известны. Яндекс фиксирует всплески упоминания их имен только одновременно с выходом регулярных рейтингов «НСМ». В остальное время эксперты, видимо, уходят обратно в воображение господина Булатова.

Мне представляется, что подобно тому, как мы недавно обнаружили огромный коррупционный конвейер штамповки научных степеней и диссертаций для российских политиков и управленцев, так мы скоро узнаем, что все эти политические исследования, масштабные соцопросы и выдающиеся эксперты – всего лишь форма. И ничего, кроме денег, за этими медиа-списками не стоит. Можно было в свое время хихикать над нетактичным Бердниковым, но теперь его мнение обо всех этих рейтингах и политизированных СМИ представляется вполне честным и обоснованным.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
**
Экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
В России продали фальшивых лекарств от рака и ВИЧ на 500 млн. рублей Капитальный ремонт офисов