Конечно, сегодня подводить итоги главной пиар-акции современности еще преждевременно, поскольку Владимир Путин в своем обращении к парламенту заявил, что нацпроекты рассчитаны на реализацию в длительной перспективе. Более того, в течение года их количество увеличилось: к "традиционным" добавились "квазипроект" по газификации России и "мегапроект" по демографии.
Легкого плавания никто и не ожидал. Все четыре нацпроекта: "Доступное жилье", "Образование", "Здоровье", "Развитие АПК" - столкнулись с вполне предсказуемыми трудностями. Скажем, после того как в рамках проекта "Здоровье" произошло повышение зарплат врачам общей практики, а ряду больниц было предоставлено новое оборудование, выяснилось, что существенного повышения качества медицинских услуг не произошло и медицина не стала более доступной. В свою очередь в рамках нацпроекта по развитию АПК были предоставлены кредиты сельхозпроизводителям и осуществлена закупка скота за рубежом. Однако эти рискованные инвестиции в будущее отнюдь не дают никаких гарантий, что российские товары станут конкурентоспособными, а отрасль в целом выйдет из острейшего кризиса.
Результаты нацпроектов "Образование" и "Доступное жилье" практически нулевые. Проект "Образование" вылился в разговоры о переоснащении школ и выплате повышенной зарплаты некоторым категориям преподавателей. Однако необходимость материально-технического переоснащения школ назрела и без всякого нацпроекта, а что касается уровня зарплат, то он по-прежнему остается низким. Результатом нацпроекта "Образование" стала очередная кампанейщина: курс на так называемую "тотальную интернетизацию школ". Реализация нацпроекта "Доступное жилье" привела к прямо противоположным результатам. Система доступного ипотечного кредитования так и не заработала, при этом жилье стало еще менее доступным для широких слоев населения. Кроме того, даже существующие законы не выполняются, поскольку не приняты жизненно важные поправки в Земельный и Градостроительный кодексы.
Национальные проекты создавались по большей части для того, чтобы отладить взаимодействие между различными министерствами и ведомствами, а также между регионами и федеральным центром. Между тем в одном из своих недавних выступлений Дмитрий Медведев признал, что "система контроля и мониторинга фиксирует серьезные сбои при реализации нацпроектов в регионах", а "руководители субъектов Федерации жалуются на неэффективность системы отчетности по нацпроектам". Иными словами, средства, выделяемые из бюджета, расходуются неэффективно и оседают в карманах чиновников. Конечно, все региональные лидеры подхватили идею нацпроектов, озвученную на уровне федерального центра, и поспешили дополнить федеральные программы своими предложениями. Между тем "знамя нацпроектов" подняли в первую очередь регионы-доноры, скажем, такие как ХМАО. В то же время дотационные регионы существенно отстают, а это означает, что итогом реализации нацпроектов станет усиление диспропорции в развитии регионов России.
Удобная риторика нацпроектов была взята на вооружение губернаторами, превратившись в шаблон отчетности глав регионов перед президентом. Отчитываясь по итогам работы, губернаторы ограничиваются рассказом о темпах реализации того или иного проекта. Стало очевидно, что они превратились уже в национальную идею, поиском которой так долго занималась российская политическая элита. Между тем без конкретных результатов и без доверия со стороны населения говорить о нацпроектах будет все сложнее. И уж совсем можно будет позабыть о предложенной национальной идее, если резко пойдут вниз цены на нефть и поток нефтедолларов не сможет компенсировать миллиардные инвестиции.