Эксперты Nielsen утверждают, что россияне выходят из режима жесткой экономии, и по большинству потребительских категорий начинают тратить активнее. Так, индекс потребительского доверия во II квартале вырос до 78 пунктов, хотя еще в предыдущем квартале достигал минимума в 72 пункта, сообщают «Известия».
Сократили траты 68% россиян против 69% в I квартале; на 4% меньше граждан стали экономить на курении – 13%; на 5% меньше граждан откладывают приобретение техники – 38%; на 6% меньше россиян стали покупать алкоголь более дешевых брендов (24%) и реже использовать автомобиль (8%). В то же время продолжают экономить на одежде – 56% против 50% в I квартале; на развлечениях – 55% против 54%; на брендах продовольствия 48% против 46%.
Гендиректор исследовательской компании в РФ Илона Лепп отметила, что после «шока» на рубеже 2014–2015 года российские потребители чувствуют себя более уверенно и демонстрируют большее расположение к совершению покупок. Повлияло на это несколько факторов: стабилизация российской валюты, замедление роста цен, адаптация к их новому уровню. Дмитрий Янин, предправления Международной конфедерации обществ потребителей полагает, что оптимистичные заявления Nielsen не имеют под собой твердого основания. Аргументируя свое мнение, он отметил, что россияне стали хуже обслуживать кредиты, задолженность по ним превысила 1 трлн рублей; возрастает размер долгов по оплате услуг ЖКХ. Другими словами, граждане по-прежнему экономят, просто на других категориях товаров и услуг.
Андрей Онучин, старший научный сотрудник психологического факультета МГУ добавил, что граждане рационально сокращают потребление в тот момент, когда сами обозначают ситуацию как кризис. Сейчас же нет такой ситуации, когда наблюдаются массовые сокращения и безработица, есть постепенное снижение уровня жизни и сокращение стратегических планов предприятий. Но поскольку «апокалиптический сценарий» событий не реализовался, россияне начинают возвращаться к обыденному режиму экономической деятельности и стандартным моделям поведения.