К примеру, в эти новогодние праздники ритейлеры наперебой сообщали о праздничных скидках, но когда опьяненные не только шампанским, но и маленькими ценами граждане приходили в магазины, то оказывалось, что и товара такого нет, да и заявленные скидки – не более чем рекламная акция.
Конечно, уже давно известно, что магазины используют подобный маневр для привлечения покупателей, а реального снижения цен не производят. Просто перед праздниками торговые сети взвинчивают цены, а потом, как бы под видом скидок, возвращают их на прежний уровень. Но, все же, ситуация, когда либо скидок не существует, либо товара такого не оказывается на полках магазина, приобрела масштабный характер.
Нередко в магазинах отмечаются случаи, когда ценник на товаре не соответствует истинной цене, которая выясняется только на кассе. Как бы покупатель не пытался в магазине отстоять свои права и приобрести товар именно по той стоимости, что указана на ценнике, либо на плакате со скидками, администраторы только глупо разводят руками и говорят, что ничем тут помочь не могут.
«К нам люди постоянно обращаются с жалобами по этому поводу. К сожалению, подобная ситуация носит масштабный характер и с ней очень тяжело бороться. На этих праздниках к нам также поступило достаточное количество жалоб от обманутых потребителей. В законе такой обман потребителей квалифицируется как недостоверная реклама. Есть случаи, когда человек узнает дистанционно о скидках, но, придя в магазин, не находит этому подтверждения. Но совсем другое дело, когда Вы пришли в магазин, а там висят плакаты со скидками, либо желтые ценники, а Вам говорят, что цен таких нет, это всего лишь рекламная акция. В этом случае покупатель имеет полное право приобрести товар именно по сниженной цене», - заявил «Веку» глава общества по защите прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков.
На интернет-форуме «Общественного контроля» много обманутых покупателей жалуется на недостоверную рекламу торговых сетей. Свое недовольство потребители высказывают в отношении «Ашана», «Техносилы», «М-Видео», «Л`Этуаль», «ЭТО» и прочих ритейлеров, которых в «черном новогоднем» списке набралось уже достаточное количество.
«Замечу, что ситуация с нарушением закона о рекламе – это прерогатива Федеральной антимонопольной службы. В это ведомство необходимо обратиться с жалобой, тогда по ней будут проведены соответствующие проверки. Мы иногда взаимодействуем с данной службой, но выходит наше сотрудничество достаточно неповоротливым. Запущенность данной ситуации также зависит от ФАС», - отметил Аншаков.
В ФАС «Веку» заявили, что в эти новогодние праздники проверок ритейла на скидки не проводилось, так как в службу не поступало жалоб от потребителей о недобросовестности сетей, декларирующих предоставление скидок.
«Проверки, прежде всего, связаны с конкретными фактами недобросовестности магазинов. К нам не поступало пока жалоб, и мы не имеем право без обоснования причин проводить проверки. Гражданин, который считает, что его обманули, должен обратиться в ФАС с заявлением, в котором должен указать сведения о рекламодателе и рекламораспространителе, дать описание существа нарушения, а также приложить документы, которые свидетельствуют о факте нарушения. Мы изучаем это, проводим проверки, если в ходе нашей работы будут усмотрены признаки нарушения, то в соответствии с законом будет возбуждено дело. По закону есть требования, по которым нельзя в рекламе указывать недостоверную информацию. Если же нарушение будет установлено, то в таком случае по закону нарушитель несет ответственность в виде штрафа от 40 000 до 500 000 рублей», - сообщила «Веку» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Ирина Василенкова.
В итоге магазины, которые предоставляют недостоверную информацию о скидках либо проводящие фиктивные распродажи, будут штрафоваться, только в том случае, если в ФАС будут подаваться жалобы. Но так как граждане в большинстве своем говорят о том, что очень тяжело добиться скорого разрешения проблемы с помощью государственных органов, что, очень часто соответствует действительности, многие торговые сети остаются безнаказанными. Здесь палка о двух концах – и нам нужно быть более активными и напористыми, и соответствующим органам необходимо быть «поворотливее» в защите прав потребителей и разработке новых, более жестких требований к рекламе, продвигающей скидки.