Однако, помимо этого, в работе СВЦ замечены нарушения, которые могут привести к полной остановке их деятельности по требованию контролирующих органов – в частности, Роскомнадзора.
26 марта российские турфирмы, которые занимаются организацией поездок в Великобританию, обратились в посольство этой страны с коллективной жалобой на действия компании Teleperformance – назначенного дипмиссией оператора визовых центров на территории России. В числе прочего, представители турбизнеса отметили возросшую сложность предварительных процедур. Сайт Teleperformance, через который производятся основные действия, доступен только на английском языке; навигация по сайту крайне запутанная; а запись на подачу документов требует отдельной регистрации пользователя с предоставлением персональных данных – что само по себе не допускается российским законодательством.
В первые дни работы пробираться к новому Визовому центру Великобритании посетителям приходилось через завалы строительного мусора.
Фото: Ratanews.ru
По закону 152-ФЗ «О персональных данных» любая компания, работающая с такими данными, должна получить на то письменное согласие клиента. До перехода СВЦ Великобритании к новому оператору у заявителей была возможность скачать форму такого согласия на сайте визового центра, заранее заполнить и приложить к комплекту документов. На сайте Teleperformance ничего подобного нет.
Как выяснилось, новый оператор СВЦ Великобритании, начав прием документов 24 марта, в первые четыре дня работы вообще не получал от заявителей письменных согласий на обработку персональных данных. В московском СВЦ бланки согласий стали выдавать только в пятницу, 28 марта, в Санкт-Петербурге их не выдают до сих пор.
Между тем, неполучение такого согласия от клиента является грубым нарушением требований закона «О персональных данных». В ближайшее время Госдума примет инициированные Роскомназдором поправки к Кодексу об административных правонарушениях, согласно которым минимальным наказанием за несоблюдение этого ФЗ-152 станет штраф в размере 700 тысяч рублей. А в случае повторного нарушения надзорный орган может вообще остановить работу предприятия. Странно, что назначенный посольством оператор СВЦ Великобритании пренебрег такой простой формальностью.
При этом не факт, что Teleperformance вообще имеет право работать с персональными данными российских граждан. В официальном реестре Роскомнадзора, где обязаны регистрироваться все аналогичные предприятия, компании под таким названием нет. Можно предположить, что персональные данные клиентов британского СВЦ обрабатывает компания ООО «Директ Стар» — эта фирма подконтрольна Teleperformance, и как раз числится в упомянутом реестре Роскомнадзора. Но ведь официальный сайт посольства Великобритании в России информирует аппликантов, что оператором СВЦ стала именно Teleperformance, а не какая-то аффилированная с ней компания…
Так или иначе, замена оператора визовых центров, хоть и была спланирована британской миссией еще в середине прошлого года, стала для всех туристов и предприятий турбизнеса крайне неприятной неожиданностью. А законодательные пробелы в работе СВЦ могут еще больше осложнить ситуацию.
Илья БОГДАНОВ