По словам одного из них, официальное предупреждение об этом российским властям было направлено еще в августе. Впервые в истории дело зашло так далеко. Претензии к российским авиакомпаниям были и раньше, но до недавнего времени официальные предупреждения не поступали, - сказал источник. Заметим, что черный список составляется коллективно странами-членами ЕС на основании представленных оценок компаний и последующего анонимного голосования экспертов. Оценка состояния авиапарка компаний составляется по данным технических проверок, проводимых в европейских аэропортах.
Напомним, что подобный список впервые был создан в прошлом году и на сегодняшний день включает несколько десятков авиакомпаний, по большей части африканских, не соблюдающих требования безопасности полетов. Стоит ли удивляться намерению Евросоюза? Вряд ли, поскольку инциденты, в том числе и трагические, с самолетами авиакомпании Пулково в последнее время случаются довольно часто. Вот только некоторые из них.
28 июля 2002 г. Авиалайнер "ИЛ-86" авиакомпании Пулковские авиалинии выполнял технический рейс из Москвы в Санкт-Петербург после завершения обычного рейса Сочи-Москва. На его борту находились только 16 членов экипажа. Почти сразу после старта, пролетев около 700 метров, самолет, находившийся в эксплуатации с 1983 г. и налетавший после капитального ремонта в 1995 г. около 10 тыс. часов (по авиационным меркам это считается близким к предельному сроку беспрерывной работы), сначала резко накренился влево, а затем рухнул с двухсотметровой высоты на землю. В результате 14 человек погибли, и только две бортпроводницы чудом остались живы.
2 ноября 2005 г. самолет "Ту-134" авиакомпании Пулково, следовавший рейсом Санкт-Петербург-Краснодар, совершил аварийную посадку в краснодарском аэропорту Пашковский. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе авиакомпании Пулково, при первой попытке захода на посадку на борту возникла техническая неисправность. Самолет сделал три круга над аэропортом, после чего совершил благополучную посадку. Экипаж и 60 пассажиров на борту не пострадали. 4 августа 2006 г. из-за неисправности вспомогательного двигателя самолета "Ту-134" авиакомпании Пулково 23 журналиста федеральных и зарубежных СМИ, прибывших чартерным рейсом в Нарьян-Мар для освещения хода выполнения президентских национальных проектов и празднования в Ненецком автономном округе Дня оленя, несколько суток не могли вылететь в Москву. При этом в коммерческом отделе авиакомпании Пулково "Интерфаксу" сообщили, что сложившаяся ситуация с неисправным вспомогательным двигателем является штатной. При ее возникновении основной двигатель запускается при помощи наземной установки для запуска, которой в аэропорту Нарьян-Мара не оказалось".
26 августа 2006 г. На этот раз в самолете "Ту-134" авиакомпании Пулково, совершавшем рейс по маршруту Санкт-Петербург-Анапа, сразу после взлета сработала сигнализация, предупредившая, что не убралась левая стойка шасси. Убедившись, что это действительно так, экипаж самолета выпустил вторую стойку шасси, пролетал 30 минут, вырабатывая топливо, и благополучно произвел посадку. Через два с половиной часа борт поменяли на другой "Ту-134", и самолет вылетел в Анапу.
И, наконец, 22 августа 2006 г. в Донецкой области разбился принадлежащий авиакомпании Пулково самолет "Ту-154", совершавший рейс Анапа-Санкт-Петербург. Все находившиеся на борту 170 человек, включая 11 членов экипажа, погибли. Эта трагедия стала одной из самых черных страниц в истории авиакомпании Пулково. Впрочем, авиакатастрофы и инциденты с самолетами, произошедшие в России в последнее время, - это, к сожалению, своеобразная черная метка не только одной авиакомпании Пулково. Поскольку старые, изношенные самолеты отечественного производства эксплуатируют и другие российские пассажирские авиаперевозчики, и на их бортах случаются непредвиденные нештатные ситуации.
О проблемах отечественного гражданского самолетостроения говорить можно много, долго можно искать виновников в сложившейся ситуации, мы же констатируем печальный факт: выпуск в России нового авиатранспорта, соответствующего современным стандартам, плавно приближается к нулю. К примеру, в 2005 г., по данным Федерального агентства по промышленности (Роспром), российские авиазаводы выпустили всего 8 новых пассажирских самолетов, что на 5 меньше, чем в 2004 г. Шесть из них купили российские авиакомпании, а два предназначались для правительства Кубы.
Как сообщает "Росбалт"*, за этот же период отечественные авиакомпании приобрели 26 подержанных зарубежных лайнеров. В нынешнем же году в России было произведено только 2 (!) крупных пассажирских лайнера: "Ил-96-300" и "Ту-154". Именно потому, по мнению "Росбалта", еще в начале 2005 г. министр транспорта Игорь Левитин публично заявил, что половина из 5 тыс. эксплуатируемых в России гражданских самолетов годится только на запчасти. Россия подошла к черте, когда кризис в авиационной промышленности стал угрожать национальной безопасности, - заявил глава Минтранса.
Заметим, однако, что проблема заключается еще и в том, что те же самолеты "Ту-154", которые, по мнению генерального директора авиационного завода Авиакор Сергея Лихарева, являются самыми надежными из выпускаемых в России самолетов и которые в нынешнем году были сертифицированы по стандарту IOSA (стандарт эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта), потребляют слишком много топлива. С точки зрения бизнеса они неэффективны, поэтому в расчетах экономии российские авиакомпании стремятся закупать импортные лайнеры. Или рекомендуют членам экипажа экономить во время полетов топливо.
Кстати, по одной из версий крушения "Ту-154" авиакомпании Пулково, причиной трагедии стало то обстоятельство, что командир экипажа решил перепрыгнуть грозовой фронт, самолет забрался на слишком большую высоту, свалился на хвост и стал неуправляем. А ведь Иван Карагодин мог и обойти грозовой фронт, но, видимо, не позволяли инструкции. Данную версию подтверждает и председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, который заявил 13 сентября на заседании, посвященном мерам по обеспечению безопасности авиаперевозок, что авиакатастрофа самолета "Ту-154", произошедшая в Донецкой области, могла быть связана с необходимостью экономить горючее. Есть гипотеза о том, что действия летчика авиакомпании Пулково, самолет которой потерпел авиакатастрофу 22 августа, были связаны с необходимостью экономить горючее в связи с тем, что в Санкт-Петербурге оно дешевле, чем в Анапе, - подчеркнул он.
Пикантности ситуации с возможным включением ЕС авиакомпании Пулково в черный список придает то обстоятельство, что сейчас завершается процесс присоединения ФГУАП Пулково к ГТК Россия, обеспечивающей авиаперевозку первых лиц государства. По мнению чиновников, которые вынашивали этот план в течение трех лет, авиакомпания Пулково помогла бы решить финансовые проблемы России, которой для обеспечения рентабельности не хватает средств, зарабатываемых на коммерческих полетах. Но вот как будут обстоять дела с этой помощью в случае, если авиакомпании Пулково будут закрыты воздушные ворота в Европу, неизвестно.