Переплата за недоплату

Дешевого бензина в России быть не может. Примерно такой вывод можно сделать из той части беседы Владимира Путина с россиянами во время «прямой линии», прошедшей в четверг, где премьер-министр коснулся ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов.

По мнению Владимира Путина – это нормальное явление, а высокие цены на моторное топливо являются своего рода скрытым налогом на роскошь. «За счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, кто остро нуждается», - прямо и откровенно заявил премьер-министр.

Сначала, когда нефть была дорогой, российским потребителям приходилось возмещать нефтедобывающим компаниям ту часть сверхдоходов, которую забирало у них государство в виде налогов, составляющих 80-90%. Сейчас, когда нефть резко подешевела, а ее стоимость откатилась к отметке $50 за баррель, граждане России вынуждены расплачиваться за потерю нефтяниками прибыли.

Заявив о том, что сейчас, когда мировые цены на нефть резко снизились и с каждой тонны нефти российские экспортеры несут убыток в $68, Путин пояснил – в этих условиях нефтяные компании «стараются сохранить доходы за счет внутренних потребителей».

Реклама на веке

Это высказывание премьера подтверждает статистика. Если в августе мировые цены на нефть составляли в среднем $147,5 за баррель, то в ноябре они снизились до уровня $45 за баррель – то есть более чем в три раза. За это же время бензин на российских АЗС, по данным Росстата, подешевел всего примерно на 10%.

Примечательно, что на динамику снижения топливных цен не повлияло и то обстоятельство, что из-за высоких пошлин на нефть на фоне резкого падения ее стоимости российским экспортерам стало невыгодно поставлять углеводородное сырье на внешний рынок. И они снизили экспорт нефти. Как свидетельствуют данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в ноябре экспорт нефти снизился на 17,6% по сравнению с ноябрем 2007 года. Причем, основное снижение объемов экспорта пришлось именно на конец лета - осень нынешнего года, когда разразился глобальный финансовый кризис. Однако, хотя сырья в России стало оставаться больше, на снижении бензиновых цен это отразилось самым незначительным образом.

Впрочем, по словам главы российского правительства, после того, как с 1 января 2009 года произойдет снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), цены на нефтепродукты могут еще снизиться, поскольку «в этом случае многие компании «уйдут в ноль» и немногие останутся в плюсе».

Между тем, президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль не столь оптимистичен, как премьер-министр, и полагает, что если до Нового года бензин в России может подешеветь еще на рубль – рубль с копейками, то «после Нового года, думаю, он снова наберет (цену)».

В отличие от России в США, являющихся колыбелью нынешнего финансового кризиса и одновременно ведущим мировым экспортером нефти, цены на бензин этой осенью не то, что заметно снизились – рухнули. Так, если в июле моторное топливо стоило 1 доллар и 8 центов за литр, то в конце ноября его цена составила 50 центов за литр, а в отдельных штатах – 40 центов за литр.

Россиянам, похоже, такое снижение цен на бензин может только сниться. Поскольку, как выяснилось из ответов Владимира Путина на вопросы граждан страны, высокие цены на бензин – это государственная политика.

Реклама на веке
«Лукойл» получил доступ к «Роснефти» Гражданская авиация станет нацпроектом