Польский Ту-154, напомним, разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». Погибли 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.
Как ранее сообщал «Век», МАК 12 января нынешнего года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске несмотря на предупреждения российских диспетчеров.
Однако у польской стороны на этот счет появились свои соображения. «Российские диспетчеры не помогли экипажу Ту-154 польского президента Леха Качиньского избежать катастрофы в аэропорту «Северный», - таков основной вывод, сделанный по итогам пресс-конференции польской комиссии по расследованию авиакатастрофы под Смоленском.
Как заявил заместитель руководителя комиссии Мирослав Гроховский, российские диспетчеры совершили много ошибок. В частности, по версии польской стороны, диспетчеры не проинформировали экипаж о том, что Ту-154 находился ниже курса, не говорили о плохих погодных условиях и запасных аэродромах. Кроме того, комиссия утверждает, что на диспетчеров оказывалось давление, однако не уточняет со стороны кого, передает РИА «Новости».
При этом глава МВД Польши Ежи Миллер подчеркнул, что речь не идет о том, чтобы сделать правильной российскую или польскую версию трагедии.
«Главное открыть сейчас на будущее правду о посадке польского самолета в российском аэропорту, - заявил Миллер. - Мне кажется, не только в польских, но и в российских интересах, и каждого, кто будет садиться на аэродроме «Северный», сделать выводы из трагедии».
Он также заверил, что польская комиссия открыта для совместной работы с российскими экспертами для выяснений обстоятельств катастрофы под Смоленском.
«Это – не открытие польской или российской правды, а отражение всех обстоятельств катастрофы, - сказал Миллер. - Мы представили только два видеофрагмента, касающиеся нашей работы. Эти два фрагмента касаются наших замечаний к докладу МАК». «Это еще не полный анализ», - сообщил министр.
Как отмечает РБК, на пресс-конференции поляками также подчеркивалось, что еще при вылете Ту-154 из Варшавы было известно о непростой попытке посадки российского правительственного Ил-76 в «Северном», который, в конечном итоге, ушел на запасной аэродром. Уже тогда российская сторона могла сообщить об этом, дабы пилоты могли подготовиться к тяжелым условиям в Смоленске.
Российская сторона на данное заявление представила свой ответ.«Что касается захода на посадку российского самолета Ил-76, то диспетчер, как можно увидеть из стенограммы разговоров в диспетчерском пункте, давал команду: «Посадка дополнительно», что означает «Посадка не разрешена», а также сказал о необходимости ухода на второй круг», - заявил РИА «Новости» эксперт, близкий к ходу расследования авиакатастрофы под Смоленском.
Он также отметил, что заявление польской стороны «извращает суть происходившего».
«Выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть», - сказал эксперт. При этом он посоветовал польской стороне «аккуратнее обращаться» с объективными данными, не допускать их передергивания.
Как бы там ни было, совершенно очевидно, что польская сторона еще долгое время будет припоминать России этот трагический полет.