Кроме того, до 1 февраля 2013 года с Минфина снимается обязанность обнародовать данные о поступлении и расходовании нефтегазовых доходов бюджета и их зачислении в данные фонды. Объяснение простое – до указанных дат пополнения правительственной «заначки» не предусматривается. В то же время расходовать средства Резервного фонда и ФНБ правительство будет – теперь втайне от общественности.
По данным Минфина, в апреле Резервный фонд сократился на 23,4% - с 1,553 трлн. до 1,189 трлн. рублей. Фонд национального благосостояния за этот же период «похудел» на 1,1% - с 2,63 трлн. до 2,6 трлн. рублей. Заметим, что Резервный фонд, средства которого идут на покрытие дефицита федерального бюджета, сокращается уже не первый месяц. Так, на 1 января 2010 года в нем насчитывалось 1,83 трлн. рублей, а на 1 мая в нем осталось 1,189 трлн. рублей (снижение средств на 35,1%).
Напомним, что еще в конце прошлого и начале нынешнего года правительство неоднократно заявляло, что к концу 2010 года средства Резервного фонда будут полностью исчерпаны в случае, если цены на нефть будут ниже $70 за баррель, если же выше – в государственной «кубышке» деньги останутся. Некоторое оживление экономики США и ряда европейских стран, наблюдающееся в последнее время, привели к заметному подорожанию относительно кризисного 2009 года стоимости нефти, цена которой перевалила за знаковую для российской экономики и социальной сферы отметку в $70 за баррель. Так, в целом в январе-апреле средняя стоимость барреля нефти марки Urals составила $76,96 за баррель.
Поскольку в настоящее время параметры бюджета рассчитаны, исходя из стоимости нефти в $58 за баррель, можно сказать, что нынешняя стоимость «черного золота» на мировом рынке является для правительства РФ приятной неожиданностью. Уже появилась информация о том, что в мае в кабинет министров будет внесен пересмотренный макроэкономический прогноз, в котором цена нефти будет уже составлять $76 за баррель. На базе нового прогноза, как ожидается, в действующий закон о бюджете будут внесены соответствующие поправки.
Решение засекретить доходы и траты Резервного фонда и ФНБ в правительстве объяснили просто: «Данное постановление связано с тем, что до указанных дат не предусматривается пополнение Резервного фонда и ФНБ». По словам чиновников, все нефтегазовые доходы, которые раньше пополняли фонды, отныне будут поступать только в федеральную казну. Решение о прекращении публикации Минфином данных о состоянии Резервного фонда и ФНБ эксперты расценивают как негативное. По словам главного экономиста УК «Русь капитал» Алексея Логвина, «едва ли можно указать на иной материальный объект в России, про который можно с тем же основанием, как про эти два фонда, сказать «национальное достояние».
Теперь о состоянии Резервного фонда и ФНБ можно только догадываться, и неизбежно возникает подозрение, что происходит что-то не вполне благоприятное, о чем лучше не сообщать, цитирует слова эксперта «Газета.ру». Начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин, в свою очередь, высказал интернет-изданию свои подозрения, смысл которых заключается в том, что фактически с расходованием резервов власть теряет свои позиции. До сих пор наличие резервов было сильным инструментом, в том числе и политическим, уверен эксперт.
«Сейчас этот фактор перестает работать , и власти было бы удобно, чтобы информация об отсутствии резервов не могла стать темой для политических баталий», - считает Сусин. Иного мнения придерживается руководитель аналитического департамента ООО «Совлинк» Михаил Армяков, подметивший, что решение последовало за серией встреч правительственных чиновников с инвесторами в рамках размещения новых выпусков российских суверенных еврооблигаций.
«Создается впечатление, что инвесторы задали какие-то неприятные вопросы о данных фондах, что вызвало желание российского руководства закрыть информацию по ним», - заявил эксперт «Газете.ру».