В качестве источника инвестиций подозревали и Чукотку, как олицетворение российского олигархического капитала, и Вашингтон, и, конечно, Кремль. Однако сейчас есть все основания предполагать, что денежный поток идет от структур, близких к «Альфа-Групп». Об этом свидетельствует, в том числе, и скандальная переписка Навального с коммерсантом Владимиром Ашурковым, просочившаяся в сеть.
Наблюдатели вспоминают в этой связи недавнюю предвыборную кампанию известного блогера. Многих тогда удивили данные Мосгоризбиркома, когда избирательный фонд Навального вдруг оказался по объему финансовых средств вторым после собянинского. «Деньги поступают через Яндекс по 10 - 15 тысяч рублей каждые 10 секунд. Что, люди сразу побежали в банки?» - вслед за Владимиром Жириновским недоумевали тогда очевидцы событий. Навальный парировал: «Народ финансирует избирательную кампанию. У нас самая прозрачная и понятная система финансирования», апеллируя к тому, что все жертвователи, присылающие деньги на Яндекс.Кошелек, указывают свои данные в платежках, и поэтому их имена ему известны. Оппозиционер оставил за скобками только, что «известны» они лишь ему, и такое заявление никак не может развеять сомнения относительно источников финансирования его предвыборной кампании.
Истинную «прозрачность» можно продемонстрировать на примере громкого скандала этого лета, когда МВД обнаружило, что из 5 млн. рублей, поступивших в электронный кошелек Константина Янкаускаса, активиста предвыборного штаба Навального, только 1 млн. был переведен на официальный счет кандидата в мэры Москвы. Остальные 4 млн. перекочевали на банковский счет «активиста», который к тому же оказался не единственным в предвыборной кампании. Так, МВД сейчас проверяет информацию о присвоении Ашурковым по той же схеме 2 млн. 270 тыс. руб. Любопытно, что такая схема финансирования официального счета кандидата была предложена именно Владимиром Ашурковым. А официальную финансовую отчётность об избирательной компании бывший кандидат в мэры в установленные законом сроки, кстати, так и не сдал.
Ситуацию вокруг источников финансирования прояснила всплывшая в сети переписка Навального с Владимиром Ашурковым, топ-менеджером консорциума «Альфа-Групп». «Леш, привет, вроде нашел первого богатого крота», - пишет Ашурков. «Кротом» оказался его бывший работодатель, совладелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман. «Встречался с Фридманом, и упомянул, что помогаю тебе», «спросил его мнения, что мне надо иметь в виду, чтобы моя деятельность не повредила нашей группе». «Крот» разрешил Ашуркову делать с Навальным, «все, что он хочет», обещал «помочь по судам и т.д.», правда «активную гражданскую позицию» занять отказался – «в силу понятных причин».
Переписка стала настоящей информационной бомбой. Политологи тогда склонялись к тому, что именно Фридман дал добро на политическую раскрутку оппозиционера, и «Ашурков был инсталлирован в «проект Навальный» в интересах акционеров «Альфа-групп». Уже с октября 2010 года Ашурков стал связующим звеном между Навальным и ключевыми фигурами в «Альфа-групп» как по деловым, так и по политическим темам.
У Ашуркова богатый опыт ведения бизнеса. В 1997 он начинал заместителем директора департамента инвестиционно-банковских услуг в компании «Ренессанс Капитал». Уже через два года стал финансовым директором группы компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», а еще через два - исполнял обязанности президента ООО «Национальная контейнерная компания». С 2003 по 2005 Ашурков – генеральный директор ООО «ТрасКэр» и один из учредителей компании (50% акций). В 2005 был назначен вице-президентом по стратегическому планированию ООО «Промышленные инвесторы». В течение следующих шести лет он занимал пост директора по управлению и контролю активами CTF HoldingsLtd, управляющей компании консорциума «Альфа-Групп».
С Навальным Ашурков познакомился в 2009 году, когда увидел в сети блог оппозиционера и предложил ему свою помощь в организации антикоррупционной деятельности. В 2012 бизнесмен стал одним из первых спонсоров «Фонда по борьбе с коррупцией», учрежденного Навальным, внеся туда 300 000 руб. Ашурков даже был одно время директором «Фонда».
Комментируя в свое время уход Ашуркова из «Альфа-Групп», Михаил Фридман отметил, что он просто предпочел бизнесу политику. Наблюдатели склоняются к тому, что из бизнеса Ашурков ушел как раз в проект «Навальный», продолжив, таким образом, продвигать интересы бизнесменов в политической сфере. «За ним встала «Альфа-групп», - говорит лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, - «прикрепила своих менеджеров, стала разрабатывать для него проекты, финансировать, определять основные направления деятельности в интересах группы, сводить его с влиятельными людьми и структурами, обеспечивать международные контакты и довольно быстро превратила его в то, что он есть сейчас».
Причин заинтересованности «Альфа-групп» в проекте «Навальный» может быть несколько. Например, Навальный с помощью одноименного раскрученного блога обеспечивает коммерсантам информационную поддержку в корпоративных войнах с конкурентами. Так, с подачи Ашуркова он очень активно защищал на страницах своего блога подозреваемого в финансовых аферах коммерсанта Уильяма Браудера. «Бюджет, конечно, понадобится. Но он не первичен», - пишет Ашурков Навальному в одном из электронных писем. – «Будет привлекательный мессадж и движуха - деньги будут». «Мессадж и движуха», которые создает Навальный, плюс Ашурков, понимающий, куда должен быть направлен вектор приложения сил – комбинация, удобная для продвижения через блог интересов финансовых групп.
Но основная причина, очевидно, связана с заинтересованностью иметь яркую (а при удачном стечении обстоятельств и сильную) и лояльную политическую фигуру. За плечами у Навального успешное участие в борьбе за пост мэра Москвы, в которой он легко оставил позади «признанных» оппозиционеров. Впереди – выборы в Мосгордуму, которые можно рассматривать как промежуточный этап на пути к более амбициозной цели. И если даже оппозиционер не получит амнистию и уголовный срок помешает ему подать свою кандидатуру, в ход пойдет так называемый «список Навального».
В своей статье под красноречивым названием «Оппозиция как бизнес-проект», Ашурков обращается к крупному бизнесу: «Если смотреть на коллективный проект по поддержке оппозиционного движения как на инвестицию сроком в пять лет, то при условных общих инвестициях размером 200-300 млн. долларов совокупный эффект для предпринимательской и управленческого слоя составит десятки миллиардов и принесет доходность, которой в бизнес-проектах не добиться». Если бизнес-стратегия, предложенная Ашурковым, была услышана теми, к кому была обращена, то потенциальные депутаты от команды Навального должны быть очень эффективными. По крайней мере, в ближайшие пять лет.