Расследование: как табачные гиганты финансируют секретную кампанию в поддержку вейпинга

По данным расследования The Times, табачные компании финансировали научные работы, в которых преуменьшали риски, связанные с вейпингом для детей, в рамках тайной лоббистской кампании, направленной на увеличение продаж электронных сигарет и попытку заблокировать меры здравоохранения, направленные на защиту молодежи.

Врачи, ученые и «независимые» группы активистов, финансируемые или связанные с транснациональными табачными компаниями, были в авангарде усилий, направленных на то, чтобы Великобритания сохранила свой либеральный подход к вейпингу и не последовала за другими странами в введении запретов, налогов или других ограничений.

Британия сталкивается с эпидемией вейпинга среди молодежи: более чем каждый пятый ребенок в возрасте до 18 лет пробовал электронную сигарету. Правительство проводит консультации по предложениям, направленным на борьбу с ростом вейпинга среди молодежи, включая потенциальное ограничение продаж одноразовых вейпов, повышение налогов и принуждение хранить вейпы за прилавками магазинов, как сигареты.

Расследование показало, что производители сигарет финансировали исследовательские работы, в которых ставились под сомнение риски, связанные с вейпингом для молодежи. Затем эти работы были приведены в качестве доказательств в ответах на правительственные консультации. Кроме того, сотни британских врачей посещали тренинги по отказу от курения в пользу вейпинга, проводимые врачом, который получал миллионы от Philip Morris International. В свою очередь British American Tobacco помог провести «низовую» кампанию, которая представляла себя как голос обычных вейперов и пыталась повлиять на политику правительства, явно нарушая глобальные правила лоббирования табака.

Реклама на веке

Как показало расследование The Times, Связанные с табачной промышленностью организации годами преуменьшали риск того, что молодые люди начнут пользоваться электронными сигаретами, и оспаривали ограничения на рекламу и повышение цен − меры, направленные на то, чтобы вейпы не попадали в руки несовершеннолетних пользователей. Ученые, врачи и активисты, связанные с табачной промышленностью, писали научные статьи с положительными результатами, создавали образовательные материалы, используемые организациями здравоохранения, и принимали участие в политических консультациях.

Производители сигарет профинансировали десятки научных работ, посвященных потенциальным преимуществам электронных сигарет и их возможному влиянию на здоровье. Среди них есть несколько, которые оспаривают выводы независимых исследователей по спорным вопросам, в том числе о том, повышается ли вероятность того, что подростки, которые вейпят, начнут курить сигареты. Общеотраслевой анализ, проведенный Шарлот*той Пизингер из Копенгагенского университета в 2019 году, показал, что статьи о вейпинге, авторы которых имели финансовый конфликт интересов, были «тесно связаны с благоприятными для промышленности результатами», утверждающими, что «электронные сигареты безвредны».

Помимо финансирования научных исследований, которые превозносят преимущества электронных сигарет и используются для снятия опасений по поводу их использования, табачная промышленность наладила связи с «независимыми» группами, которые противостоят попыткам защитить детей путем ограничения вейпинга.

К примеру, Всемирный альянс вейперов (World Vapers’ Alliance, WVA) был создан в США в 2020 году Центром потребительского выбора (Consumer Choice Center, CCC). CCC финансируется несколькими крупнейшими табачными компаниями мира, включая British American Tobacco и Philip Morris. Несмотря на то, что WVA базируется в США, она тратит значительные ресурсы на лоббирование в Великобритании и Европе. Британия находится в центре внимания, поскольку она приняла одну из самых благоприятных политик в отношении вейпов во всем мире, а директор WVA присутствовал на конференции Консервативной партии в этом году в Манчестере, чтобы лоббировать планы по запрету одноразовых вейпов.

*
Эдуард Шарлот внесен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга
Реклама на веке
Китай построит новую сеть телескопов в Антарктиде Как 2023 год стал «годом на грани», а 2024 может оказаться еще хуже