Эта идея не нова, наверное, именно поэтому многие эксперты обращаются за примером в Калининградскую область. Этот субъект Федерации, отделен от всей страны сопредельными государствами Балтии, имеет свой порт, обособленную железную дорогу. Здесь-то и разгорелись страсти, которые потрясли всю местную бизнес-элиту.
А началось все предельно просто, с небольшого распоряжения главы РЖД о передаче всех рефрижераторных перевозок в руки вновь созданной "дочки" монополиста компании Рефсервис.
Перевозки скоропортящихся продуктов по направлению Калининград-Центр давно уже стали одними из важнейших. В регионе работает свыше 10 крупных транспортно-экспедиционных фирм и организаций, перевозящих из Калининграда на большую землю замороженную птицу, мясо, рыбу, овощи, фрукты, молочную продукцию. Среди них хорошо зарекомендовали себя ЗапРыбСбыт, Нова-Транс, Гарант-Транзит, Евробайк 2 АльфаТранс и т.д. Отлаженные связи, надежные договорные обязательства, своевременные расчеты с арендаторами и заказчиками характерны для стиля работы этих организаций. Все они долгие годы активно сотрудничали с Российскими железными дорогами, арендуя для своих транспортных операций изотермические вагоны.
Вначале все шло по накатанной схеме. Договора с другими компаниями были перезаключены. А потом в один прекрасный момент логистики узнали, что цены на перевозки возросли. Причем, в отличие от любой уважающей себя фирмы, Рефсервис не удосужил себя составлением прайс-листа. А зачем это было делать, когда одним росчерком пера эта фирма установила для компаний Балтэкспресс-Калининград, Новатранс, Калининград-Балттранс комиссионные в размере 5 % от суммы провозной платы, для других - 10%, а вот для ООО Альфатранс всего 1 %. Некоторые могут возмутиться, сказать, куда, мол, смотрит ФАС. Антимонопольная служба проводила проверку и ничего криминального в работе Рефсервиса не нашла.
Между тем, ни о каком эффективном управлении в компании не может быть и речи. Рефсервис регулярно теряет прибыль. В июле этого года экспедиторские службы просили выделить им согласованное ранее количество вагонов-термосов. Тогда в отстойнике Калининградской железной дороги в течение нескольких недель простаивали около 60 дефицитных вагонов. Письма генеральному директору ОАО Рефсервис Николаю Аверкину, многочисленные звонки начальнику отдела организации перевозок Андрею Меграбяну ничего не дали. На письма просто не отвечали, а по телефону просители получали один и тот же ответ: вагонов нет, и когда они появятся никто не знает.
На калининградском примере можно очень хорошо проследить все, что происходит в РЖД. Монополист создает дочки, которые, словно клоны, становятся такими же монополистами в том сегменте рынка, на котором они работают. В результате такой деятельности теряют не только клиенты РЖД, но и сам холдинг. Понятно, что реформа железных дорог нужна. Весь вопрос в способах. Пока же все это идет по темным, никому, кроме самого монополиста, не понятным схемам.