18+
  1. Российский авиапром развернул крылья на Запад

Российский авиапром развернул крылья на Запад

Российский авиапром развернул крылья на Запад
Вчера помощник президента РФ Сергей Приходько заявил, что Россия, получившая недавно через Внешторгбанк 5,02% акций европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, может увеличить свое присутствие в капитале компании до блокирующего пакета.

Заявление кремлевского чиновника еще раз подтвердило версию Века о том, что РФ вскоре захочет завладеть блокпакетом европейской авиакорпорации.

Напомним, что концерн EADS возник в 2000 г., приобретя активы германской DaimlerChrysler Aerospace, испанской госкорпорации CASA и двух французских компаний: частной Matra (сегодня Legardere) и государственной Aerospatiale. В итоге, по 30% акций EADS получили DaimlerChrysler AG и французский холдинг SOGEADE (по 50% в нем у Legardere и правительства Франции). 5,5% достались испанскому госхолдингу SEPI. Еще 30% акций EADS были размещены на биржах Франкфурта, Парижа и Мадрида. Выручка в первом полугодии 2006 г. составила 19 млрд. евро, чистая прибыль 1,04 млрд. евро.

Ни для кого не секрет, что в последние годы отечественное авиастроение переживало не лучшие времена. В 2005 году, по данным Роспрома, российские авиазаводы произвели всего 8 пассажирских самолетов (из них два ИЛ-96 предназначались правительству Кубы), что на 5 самолетов меньше, чем в 2004 году. Но, кроме выпущенных, отечественные авиакомпании приобрели 26 подержанных зарубежных лайнеров. Как утверждает глава Минтранса Игорь Левитин, половина из 5 тысяч эксплуатируемых в стране гражданских самолетов годится только на запчасти. Россия подошла к черте, когда кризис в авиационной промышленности стал угрожать национальной безопасности.

Чтобы исправить положение, еще два года назад начала создаваться Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Новая структура формируется на основе МиГ (г. Москва) и Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова. Компании преобразуются в акционерные общества, 100% акций которых находится в федеральной собственности, с последующим внесением 100% акций каждого из них в качестве вклада РФ в уставный капитал ОАО ОАК в порядке оплаты государством размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.

По планам Роспрома, через 6 лет ОАК намерена выпускать до 120 самолетов в год. Столь амбициозные планы у некоторых аналитиков вызвали скептическую усмешку. Дело в том, что, кроме указов и постановлений, создание ОАК не сдвинулось с мертвой точки. Кроме того, не проработана возможность участия в ней зарубежных корпораций. Ведь, как известно, в Кремле не очень благожелательно смотрят на приход иностранцев в отечественный стратегический бизнес. С другой стороны, без серьезных инвестиций западных коллег построить такой огромный холдинг будет не очень просто.

Вполне возможно, что в правительстве решили, что лучше купить часть стратегических конкурентов, а затем пустить их на отечественный рынок, где они смогут поучаствовать в создании ОАК, и таким образом поправить состояние российского авиапрома.

Подобная версия имеет место быть, сказал Веку аналитик агентства Финнам Вячеслав Кочетков. Похоже, что ВТБ выполняет госзаказ и ведет скупку акций с целью вхождения ОАК в EADS. Тем более что сейчас эти ценные бумаги стоят сравнительно недорого. Поэтому можно купить достаточно неплохой актив по умеренным ценам и таким образом войти в капитал EADS. Это будет вполне удачной покупкой.

Похоже, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Вначале Внешторгбанк (ВТБ) незаметно для других скупил около 4,5-4,8% акций EADS. Такой предел был установлен с тем, чтобы не наделать шума на рынке. Дело в том, что реестр акционеров EADS ведут 10 банков, и изменения в нем сообщаются компании при покупках пакета, превышающего 5%. Сейчас в свободном обращении находится еще около 40% европейской корпорации. Докупить еще 20% ценных бумаг холдинга не составит труда. Такая сделка обойдется России примерно в 3,6 млрд. евро, а эта сумма ВТБ вполне по силам.

Следующий фактор, на который следует обратить внимание, - это недавняя покупка Рособоронэкспортом ВСПО-АВИСМА, холдинга, имеющего контракт с Боингом по сборке титановых деталей. Следует отметить, что боинги и так состоят на 25% из российского металла.

В случае вхождения АВИСМЫ в ОАК, а той, в свою очередь, - в EADS капитализация последней возрастет на миллиарды. Следует отметить, что одно известие о приобретении ВТБ ценных бумаг EADS уже подняло оценочную стоимость холдинга на $1млрд.

Впрочем, прежде чем говорить о слиянии корпораций, следует получить согласие на него ведущих европейских лидеров, которыми и была создана EADS. Однако, по мнению экспертов, это не составит труда российскому президенту, учитывая положительные экономические прогнозы будущего альянса.