Напомним, что, пожалуй, самый дорогой котлован в мире, где в конце прошлого века было зарыто более 90 миллионов долларов, образовался у Московского вокзала после заморозки проекта строительства высокоскоростной магистрали РАО ВСМ.
Эта история длится с 1991г., с тех пор как президент Борис Ельцин подписал указ о создании РАО Высокоскоростные магистрали. Проект предусматривал строительство скоростной железнодорожной ветки Москва Петербург. На эту идею государством были потрачены огромные деньги. Однако за десять с лишним лет ВСМ всего лишь выкопало гигантскую яму в центре Санкт-Петербурга.
В 2002 году была проведена проверка Счетной палаты, после которой Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Ущерб казне составил десятки миллионов долларов. РАО ВСМ упразднили, а активы в виде котлована повисли на государстве. Через некоторое время в правительство обратился ныне покойный предприниматель и депутат Госдумы Кирилл Рогозин с предложением вложить средства в эту территорию. Фирма Бриз, входящая в подконтрольный бизнесмену холдинг Веда, обязалась построить по адресу Лиговский проспект, 26 - 38 коммерческий центр общей площадью не менее 150 тысяч квадратных метров.
Стоимость проекта - $390 млн. Из них $85 млн. это доля государства, внесенная незавершенным объектом строительства (проще говоря, ямой). И после сдачи объекта 22% его площадей закрепляются за государством (пункт 3.2.1 контракта). Одним из инвесторов проекта стала Альфа-групп, контролируемая Михаилом Фридманом. Компания кредитовала строительство на $200млн. Примечательно, что от лица государства с Бризом подписала договор ФГУП ВПК-Инвест, замешанная в скандале с дачами Михаила Касьянова*, владельца Альфы.
Казалось бы, пришел конец злополучной яме. Однако история имела продолжение. После того как погиб депутат Рогозин, правительство Санкт-Петербурга начало выражать недовольство работами Бриза. Копанию обвиняли в том, что дело не сдвигается с мертвой точки. Тогда и пошли разговоры, что за этим стоит кто-то из крупных бизнесменов. А вскоре выяснилось, что Веда продала Бриз не кому иному, как Сулейману Керимову, владельцу Нафта-Москвы, холдинга, специализирующегося на покупке и перепродаже частных компаний. По оценке участников рынка, сумма сделки по продаже прав на строительство почти 150 тыс. кв. м. составила около $20-30 млн. Таким образом, проект, в который было вложено около $500 млн., ушел за цену, в пятнадцать раз ниже начальной. Не прошло и полгода как Бриз был куплен у Керимова казахским банком Казкоммерцбанк, входящим в Meridian Group. Как впоследствии признался директор управляющей проектом компании Бриз Евгений Елин, казахстанская компания хотела выкупить яму у Веды и Нафта-Москва взяла на себя функции посредника. Сколько выручил Керимов за свое посредничество, неизвестно, однако поговаривают, что сумма измеряется сотней-другой миллионов.
Впрочем, неприятности стали преследовать и нынешнего владельца ямы. В июне этого года градостроительный комитет Санкт-Петербурга отказался согласовывать архитектурный проект ООО Строительная компания Бриз. Архитекторы единодушно отвергли предложенный инвестором проект, назвав его вторым Монбланом. По их мнению, он убьет центр города своими масштабами. Членам комитета не понравилось, что проектировка лучшего пятна на Лиговском осуществлялась без конкурса. Они назвали проект решения фасада необыкновенно скучным, некрасивым, опасным и даже ужасным.
По мнению архитектора Садовского, инвесторы рассчитывают выжать из участка как можно больше, но при этом не захотели даже вписать проект в окружающую архитектурную среду. Рассматривать его в отрыве от площади Восстания нет смысла, - резюмировал он. В конечном итоге была достигнута договоренность: согласовывать новый проект с градостроительным комитетом. Эта история по большому счету надоела как питерцам, так и инвесторам проекта. Горожане очень надеются наконец увидеть на Лиговке нормальный ландшафт.