Об изменении потребительского поведения граждан свидетельствуют данные исследования, проведенного специалистами банка «Русский стандарт». Основой для выводов стали транзакции по банковским картам, которые были выполнены физическими лицами. Выяснилось, что в январе-июне нынешнего года россияне стали на 37% чаще расплачиваться в фастфудах карточкой, при этом средняя стоимость заказа выросла только на 2%. Обратный процесс наблюдается в ресторанах среднего и высокого класса. Там клиенты провели на 7% транзакций меньше, а сумма среднего чека уменьшилась на 2%.
В наибольшей степени экономить в заведениях питания стали молодые россияне. В ресторанах среднего и высокого классов за одно посещение они в среднем оставляют 1296 рублей, а в фастфудах платят 350 рублей, что всего на 5 рублей больше, чем год назад. Еще чаще граждане стали отказывать себе в заказе напитков в барах. Там средний чек упал на 15% и находится на уровне 867 рублей. Что касается числа платежных операций в данном сегменте, то оно осталось на уровне второго полугодия 2015 года. Эксперты отмечают, россияне ходят в бары столь же часто, что и раньше, однако предпочитают самые дешевые напитки из представленного ассортимента.
Схожие тенденции наблюдаются в пользовании услугами такси. Общая численность поездок возросла на 2%, но средняя цена одной поездки ощутимо упала и составляет 1443 рубля, хотя ранее этот показатель составлял около 1700 рублей. Неожиданным на данном фоне стал бурный рост покупок в сети магазинов беспошлинной торговли. Там объем операций с использованием карт вырос на 28%, а средняя стоимость покупки – на 16%. Сейчас она составляет 5440 рублей.
Аналитики считают, что и отказ от дорогих ресторанов, и пользование услугами более дешевых такси, и приобретение товаров в duty free укладываются в сценарий оптимизации расходов. А экономист Альфа-банка Наталия Орлова добавляет, на фоне падения реальных доходов люди вынуждены выбирать более дешевые товарные наименования, и нередко – менее качественные. Время на пересмотр затрат у россиян было, ведь реальные заработки падают уже два года, отмечает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев.