Россияне стали откладывать на 3% меньше

Первая оценка использования денежных доходов граждан в 2016 году, опубликованная вчера Росстатом, позволяет зафиксировать несколько заметных изменений, происшедших в тратах домохозяйств за год.

В ведомстве зафиксировали две достаточно противоречивые между собой тенденции. Россияне стали меньше откладывать, однако чаще открывают сберегательные счета в банках. Усредненное российское домохозяйство в прошлом году откладывало 11,3% полученных доходов, что на 3% меньше, чем в 2016 году. При этом под сбережениями в Росстате подразумевают не только отложенные деньги, но и вложение их в акции, сохранение в качестве остатка на счете, приобретение недвижимости, выплату долгов по кредитам, а для жителей сельской местности – также приобретение сельскохозяйственных животных.

В денежном выражении расходы россиян на сберегательные действия составили 6,1 трлн рублей. Это сразу на 21% уступает статистике 2015 года. На этом фоне популярность банковских вкладов в российской валюте увеличилась. На депозитные счета граждане положили на 12,7% рублей больше, чем год назад. Основным драйвером роста специалисты называют снижение инфляции до 7,1%.

По данным эксперта ЦМАКП Игоря Полякова, сокращение затрат на сбережение произошло вследствие того, что индивидуальные предприниматели выплатили большую часть кредитов, взятых до кризиса, и не стали оформлять новые. Что касается падения спроса на вклады в иностранной валюте, то оно объясняется падением ставок по ним. Как следствие, в прошлом году россияне внесли на валютные депозиты 75 млрд рублей, что в 8 раз меньше, чем в 2015 году.

Реклама на веке

На потребительские нужды домохозяйства стали тратить 72,5% доходов, что на 1,5% больше, чем год назад. При этом доходы как таковые упали на 5,6%, зато расходы – всего на 3,7%. Разрыв специалисты объясняют восстановлением потребительского кредитования. Покупать продуктов при этом россияне стали на 5,3% меньше, а непродовольственных наименований – на 5,1%.

Параллельной тенденцией является переход на продукцию худшего качества: те, кто ранее отдавал предпочтение товарам среднего уровня, активно покупают продукцию низкого качества. Как результат, в объемном выражении граждане стали больше покупать только тех продуктов, цены на которые упали либо оставались стабильными, и которые невозможно исключить из рациона. Речь идет, в частности, о картофеле, капусте, птице и свинине.

Реклама на веке
Российский пивной рынок уходит в тень Россияне научились избегать штрафов за курение