18+
  1. «Сибирь» заАРканят господдержкой?

«Сибирь» заАРканят господдержкой?

«Сибирь» заАРканят господдержкой?
Основные кредиторы авиакомпании «Сибирь» намерены требовать с нее более 9 миллиардов рублей. У перевозчика таких средств не имеется, более того, накануне «Сибирь» объявила технический дефолт по оферте облигационного займа на 2,3 млрд. рублей.

Впрочем, правительство готово подставить государево плечо, обеспечив S7 госгарантиями. Однако, по словам экспертов, для федерального центра было бы наиболее выгодно скорейшее банкротство авиакомпании. То, что причитается, Белый дом заберет акциями, за счет которых утяжелит свою позицию в мегаавиапроекте «Авиалинии России» (АР).

Накануне вторая по величине авиакомпания «Сибирь» (S7) допустила технический дефолт, не исполнив обязательства по выкупу облигаций первой серии. Общий объем выпуска составляет 2,3 млрд. рублей, он разделен на бумаги номиналом 1 тысяча рублей. Как сообщают аналитики Банка Москвы, к выкупу были предъявлены почти 100%: бумаги на 2,197 млрд. руб.

Сразу после объявления о дефолте «Райффайзенбанк», назначенный агентом по реструктуризации займа, объявил об условиях отсрочки, которые компания предлагает держателям облигаций. Условия предполагают погашение компанией 460 млн. руб. долга (20%) прямо сейчас, еще 920 млн. руб. (40%) — ежемесячными траншами по 230 млн. руб. с мая по август 2009 года и 920 млн. руб.— по той же схеме с мая по август 2010 года.

Держатели бумаг S7 оценивают подобные предложения довольно скептически.

«Предложение не самое привлекательное, компания могла бы повысить доходность по купону или хотя бы предоставить дополнительное обеспечение», - сообщил «Веку» один из владельцев облигаций «Сибири». Иные держатели бумаг S7, также негативно оценивая предложение «Райффайзенбанка», все же могут пойти на такие условия. «Фактически выбора нет: либо мы банкротим компанию и в результате не получаем ничего, либо получаем 20% сейчас и некоторый шанс на оставшееся впоследствии», - говорит другой держатель облигаций авиакомпании.

Впрочем, даже если «Сибири» удастся успокоить держателей облигаций, проблемы для самой авиакомпании на этом не закончатся, ее ждут новые проблемы с обслуживанием долга. На следующей неделе, как стало известно, назначено собрание, в котором примут участие основные кредиторы S7 Сбербанк и «Уралсиб». По словам аналитиков, из-за обесценивания залогов по выданным «Сибири» кредитам банки планируют потребовать дополнительного обеспечения. Долг S7 на третий квартал 2008 года составлял 11,5 млрд. рублей. В эту сумму включены 2,3 млрд. руб. облигационного займа, а остальное — кредиты Сбербанка и «Уралсиба» со сроками погашения, истекающими в 2009-2010 годах.

По мнению наблюдателей, дополнительного залога «Сибирь» самостоятельно найти не сможет, и кредиторы это знают - капитализация всей S7 сейчас составляет около 10 млрд. рублей. Это подтверждает и план реструктуризации облигационного займа компании, который предлагает держателям принять отсрочку без дополнительного обеспечения.

«Райффайзенбанк хотел бы его предложить держателям, но у компании уже нет свободных активов. Тяжелое финансовое положение «Сибири» доказывает и отказ от контракта на 12 Boeing 787 Dreamliner ради возврата $24 млн. депозитов, и резкое снижение платежной дисциплины», - заявил один из аналитиков Банка Москвы.

Нескольким крупным аэропортам, обслуживающим «Сибирь», компания также не заплатила вовремя. По информации Дальневосточной транспортной прокуратуры, в частности, S7 задолжала за наземное обслуживание аэропортам Дальнего Востока более 23 млн. 600 тыс. руб.

Если же «Сибирь» не сможет предоставить дополнительное обеспечение, то банки получат право забрать залоги, в том числе и 63,3% акций авиакомпании, принадлежащих Наталье Филевой, которые, по некоторым данным, заложены именно в Сбербанке. К банкирам также могут перейти и знаменитые ярко-зеленые самолеты S7, лизинговые контракты на которые тоже заложены.

Единственный выход – в поддержке государства, которому принадлежит 25,5% акций авиакомпании. Как сообщили «Веку» в пресс-службе Росавиации, «государство готово предоставить дополнительное обеспечение в виде госгарантий, но если S7 не расплатится по кредитам, то будет обязана провести в пользу государства допэмиссию в размере потраченных на погашение кредита государственных средств».

По мнению некоторых аналитиков, вполне вероятно, что условия кредита, предоставленного S7 под госгарантии, могут быть изначально жесткие. Федеральный центр может, без вариантов, попросту захотеть получить контроль над крупной авиакомпанией.

Напомним в связи с этим, что глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков продолжают активно заниматься созданием авиационного чуда – крупнейшей в стране объединенной российской авиакомпании «Авиалинии России» (АР). И в данный момент, считают эксперты, в тандеме «Чемезов-Лужков» наблюдается некоторый крен в сторону московского правительства. Федеральному центру было бы неплохо уравновесить ситуацию за счет той же «Сибири», полагают эксперты.

«Мы наблюдаем, что компания «АР», созданная на базе «Атлант-Союза», ГТК «Россия» и ряда обанкротившихся региональный авиакомпаний, забуксовала. Не просчитана ценовая политика, не расставлены акценты в руководстве. Кроме того, сейчас там очевиден перевес московских структур. Фактически скорейшее банкротство S7 стало бы подарком для федерального центра, который позволит утяжелить его позиции, перенести центр тяжести. Пока в «АР» явно доминирует Лужков», - сообщил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Пока частные перевозчики самоуверенно утверждают, что «эта штука («Авиалинии России») никогда не взлетит», отцы-основатели «авиамонстра» вынашивают свои планы. Похоже, мечта Минтранса о «двух-трех крупных авиакомпаниях, что скупят всю отрасль» начинает реализовываться. И финансовый кризис, в данном случае, только на руку.