Сотовые операторы отработали 2016 год с отрицательным результатом

Минувший год показал, что рынок сотовой связи находится на пороге серьезных изменений: на фоне нулевого роста выручки мобильных операторов растет популярность мессенджеров и стриминговых видеосервисов. Момент их появления и бурного развития был упущен сотовыми компаниями, и теперь они устремились следом.

Уходящий год три крупнейших сотовых оператора России отработали с крайне слабыми финансовыми результатами. Третий квартал все они завершили с падением выручки как по всему спектру предоставляемых услуг, так и непосредственно в сегменте связи. Президент МТС Андрей Дубовсков отмечает, его компания столь слабо ранее не работала. Падение операционной прибыли компаний мобильной связи также фиксируется по методике, не предусматривающей вычета амортизационных расходов и нематериальных активов. По этой шкале падение прибыли МТС составило 3%, «Вымпелкома» - 6%, а лидером по спаду оказался «МегаФон» с убытками в размере 10,5%. Что касается Tele2, то он финансовые результаты своей работы пока не огласил.

Эксперты «Ренессанс Капитала» считают, что рынок сотовой связи достиг дна, и дальнейшее падение невозможно в принципе. К лучшему ситуация должна измениться уже в 2017 году. Аналитики говорят, падение выручки, получаемой от потребителей услуг, стал причиной направления дополнительной части доходов на продвижение маркетинговых проектов. Последние были направлены не на привлечение новых, а сохранение старых абонентов. Бонусы для них предлагались в виде дополнительных объемов интернет-трафика и скидки на услуги стационарной связи. Первые активно использовал «Вымплеком», вторые – «МегаФон». Но эффект оказался неожиданным для организаторов таких акций: к ним пожелали присоединиться чужие абоненты. Как результат, подсчитали в Deloitte, сразу 7% абонентов решили сменить оператора при условии сохранения номера.

Источники на рынке добавляют, с новыми пакетными предложениями просчитались практически все операторы. Ошибкой стало повышение тарифа в обмен на предоставление абоненту по умолчанию неких дополнительных услуг. В результате россияне не начали активнее звонить на фиксированные номера либо пользоваться мобильным интернетом, а менять тарифные планы, выбирая те, в которые внесено минимальное количество оплачиваемых по умолчанию услуг. Компенсировать понесенные убытки за счет повышения расценок на услуги в роуминге операторы также не смогли после вмешательства Федеральной антимонопольной службы. Следующим этапом оптимизации расходов операторов станет сокращение традиционных точек продаж. Как ожидается, фирменные магазины активнее всего будет сворачивать «МТС».

Реклама на веке
Сборы от продажи алкоголя на Северном Кавказе возросли вдвое Путин наложил вето на раскритикованный Мизулиной закон