Уходящий год три крупнейших сотовых оператора России отработали с крайне слабыми финансовыми результатами. Третий квартал все они завершили с падением выручки как по всему спектру предоставляемых услуг, так и непосредственно в сегменте связи. Президент МТС Андрей Дубовсков отмечает, его компания столь слабо ранее не работала. Падение операционной прибыли компаний мобильной связи также фиксируется по методике, не предусматривающей вычета амортизационных расходов и нематериальных активов. По этой шкале падение прибыли МТС составило 3%, «Вымпелкома» - 6%, а лидером по спаду оказался «МегаФон» с убытками в размере 10,5%. Что касается Tele2, то он финансовые результаты своей работы пока не огласил.
Эксперты «Ренессанс Капитала» считают, что рынок сотовой связи достиг дна, и дальнейшее падение невозможно в принципе. К лучшему ситуация должна измениться уже в 2017 году. Аналитики говорят, падение выручки, получаемой от потребителей услуг, стал причиной направления дополнительной части доходов на продвижение маркетинговых проектов. Последние были направлены не на привлечение новых, а сохранение старых абонентов. Бонусы для них предлагались в виде дополнительных объемов интернет-трафика и скидки на услуги стационарной связи. Первые активно использовал «Вымплеком», вторые – «МегаФон». Но эффект оказался неожиданным для организаторов таких акций: к ним пожелали присоединиться чужие абоненты. Как результат, подсчитали в Deloitte, сразу 7% абонентов решили сменить оператора при условии сохранения номера.
Источники на рынке добавляют, с новыми пакетными предложениями просчитались практически все операторы. Ошибкой стало повышение тарифа в обмен на предоставление абоненту по умолчанию неких дополнительных услуг. В результате россияне не начали активнее звонить на фиксированные номера либо пользоваться мобильным интернетом, а менять тарифные планы, выбирая те, в которые внесено минимальное количество оплачиваемых по умолчанию услуг. Компенсировать понесенные убытки за счет повышения расценок на услуги в роуминге операторы также не смогли после вмешательства Федеральной антимонопольной службы. Следующим этапом оптимизации расходов операторов станет сокращение традиционных точек продаж. Как ожидается, фирменные магазины активнее всего будет сворачивать «МТС».