К концу месяца биржевые цены на бензин устойчиво растут – за последние 16 дней АИ-95 подорожал на 8,5% с начала месяца, достигнув цены в 37,2 тысячи рублей/тонну, АИ-92 поднялся в цене до 36,2 тысячи рублей, то есть на 9,6%, сообщил «Коммерсант», который сравнил текущую ситуацию с предыдущими годами.
Тогда стоимость бензина начинала расти так же в мае, а в июне-июле демонстрировала резкий скачок. Связано это было с высоким уровнем спроса и весенними ремонтами на НПЗ. В минувшем году на Ачинском НПЗ произошла авария, спровоцировавшая еще один ценовой скачок в конце лета. Сейчас ситуация схожа, но все же имеет важные отличия. Несмотря на инфляцию и проведение налогового маневра в нефтяной отрасли, который как ожидалось, спровоцирует рост стоимости топлива, оптовые цены на бензин пока ниже, чем было в прошлом году. Источники издания в отрасли говорят, что на это повлиял сниженный спрос. На конец марта запасы бензина в РФ были на высоком уровне – 2 млн тонн, к 25 мая они остались на значимом уровне – 1,8 млн тонн.
При этом экспорт бензина в этом месяце в среднем за сутки вырос на 3,2 тысячи тонн, в частности благодаря отмене ограничения на импорт российского бензина в Казахстане. Также сократились поставки в РФ белорусского бензина, поставляемого в рамках межправительственного соглашения в обмен на нефть – для соседнего государства российский рынок стал менее выгодным, чем другие направления. В случае наращивания экспорта и сохранения минимальных поставок из Белоруссии, стоимость бензина может снова взлететь. Однако оптовая стоимость бензина приближается к тому уровню, который может вновь стать выгодным для белорусов.
Участники рынка полагают, что рост оптовых цен на бензин может отразиться на ценниках АЗС довольно слабо, зачастую это отражение происходит с месячным лагом. В то же время некоторые из них не исключают, что нефтяные компании приложат усилия для изменения ситуации, например, сократят предложение во время ремонтов НПЗ, сократят переработку или нарастят экспорт бензина.