«Век» выяснил, что в скором времени кредитным организациям могут ввести ограничения на предпринимаемые ими шаги по улучшению собственного благосостояния.
Как заявляют представители контролирующих органов, кредитные организации должны соблюдать законодательство, иначе к ним будут применять соответствующие меры воздействия.
«В настоящее время ущемление интересов граждан выражается в одностороннем поднятии кредитных ставок, отзыве кредитов по причине «финансового кризиса», в запрещении клиентам распоряжаться их собственными деньгами на банковских счетах, в активной подмене кредитных договоров отношениями «по кредитным картам», в «продажах» своих «проблемных» заемщиков коллекторским агентствам и так далее», - констатирует Роспотребнадзор.
Как сообщил «Веку» источник в правительстве РФ, кабинет министров готов применять к банкам жесткие меры, если те злостно пренебрегают законодательством, что влечет за собой тяжелые финансовые последствия для их клиентов.
«Недавно Дмитрий Медведев выступил в защиту клиентов банков, назвав такое поведение кредитных организаций «корпоративным эгоизмом». И указав на то, что государство будет пресекать это, пусть даже силовыми методами. На самом деле в момент кризиса правительство заинтересовано в том, чтобы не происходило обмана граждан, так как это повлечет за собой массу недовольств внутренней политикой, а самое главное - это нарушает права нашего населения. Сейчас в аппарате правительства разрабатываются методы по предотвращению подобных ситуаций. Допускается также и жесткий подход к банкам-нарушителям, если они неоднократно повторяли свои незаконные действия, несмотря на череду предупреждений», - заявил «Веку» источник в Белом доме на Краснопресненской набережной.
Особый случай с коллекторскими агентствами, услугами которых пользуются банки для возвращения задолженностей. Кредитные организации сотрудничают с коллекторами, как правило, в двух случая – либо когда продают им долги своих заемщиков, , либо когда коллекторское агентство является своего рода структурой банка по взиманию долгов со злостных неплательщиков.
Как отмечают многие наблюдатели, методы, применяемые коллекторскими агентствами, напоминают деятельность «вышибал денег» или «братков» тревожных 90-х годов. Хотя сейчас сотрудники этих агентств приняли более благородный вид юристов, однако знатоки права очень часто действуют абсолютно не по закону.
«Имеются случаи, когда коллекторские агентства ведут себя некорректно. То позвонят в три часа ночи и угрожают по телефону, то переходят на оскорбление, запугивают детей и так далее. Такое поведение стало предметом обсуждения, и общественное мнение настроено на то, чтобы ввести их деятельность в какие-то определённые рамки. Закон, регулирующий деятельность коллекторских агентства, есть, но он пока не принят», - отмечает депутат Госдумы, член комитета по финансовым рынкам Павел Медведев.
Так как закон о коллекторской деятельности пока не принят, то агентства, занимающиеся взысканием долгов, продолжают действовать на свое усмотрение. Однако ситуация может измениться - и за то, как и каким образом взыскиваются деньги с должников, будут отвечать банки, даже если они продали свои долги.
Одним из контролирующих органов, который требует от всех субъектов потребительских правоотношений соблюдения законодательства о защите прав потребителей, установленных как положениями закона «О защите прав потребителей», так и всей системой обязательных требований к товарам (работам, услугам) и порядку их представления, содержащихся в иных законах и подзаконных актах, выступил Роспотребнадзор.
Напомним, что после многочисленных жалоб граждан на кредитные организации, Роспотребнадзор в сентябре 2007 года подписал в целях решения данной проблемы соглашение с Ассоциацией российских банков, по которому организации договорились о взаимодействии в сфере предоставления гражданам финансовых услуг.
Теперь же в случае нарушения кредитными организациями прав своих клиентов, пусть даже через третье лицо, отвечать они будут по всем правилам. Если только государство выполнит то, о чем говорит.