Столкнувшись в прошлом году с ситуацией, когда из-за высоких цен на авиатопливо авиаперевозчики вынуждены были откладывать рейсы, а аэропорты были перегружены людьми, оказавшимися заложниками данной ситуации, правительство не хочет допустить повторения топливного беспредела прошлых лет.
Строительство альтернативных ТЗК достаточно затратное предприятие. Однако несмотря на это сейчас вопрос все же рассматривается. Альтернативными ТЗК предполагается оснастить все ключевые аэропорты, чтобы создать здоровую конкуренцию. Если же дело сдвинется с мертвой точки, то подобные ТЗК появятся во всех аэропортах страны.
На ускорение этого решения повлияла угроза премьера Владимира Путина уволить руководство Федеральной антимонопольной службы по причине роста цен на авиатопливо. Еще в прошлом году глава правительства РФ заявил, что проблема монополизма на рынке авиатоплива должна быть решена путем строительства альтернативных топливно-заправочных комплексов. Также Путин отмечал, что необходимо переходить к практике долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива и проработать вопрос о лишении ТЗК функции по продаже топлива, оставив только оказание услуг его хранения и контроля качества, а при росте цен и на эти услуги строить альтернативные ТЗК.
В то же время чиновники предлагали ввести тарификацию работы аэропортовых ТЗК Федеральной службой по тарифам (ФСТ). «Здесь надо навести порядок, устранить посредников, и это стимулирует снижение цен на керосин»,— заявлял вице-премьер Сергей Иванов. Среди других мер предлагалось освободить от НДС перевозку авиакеросина по железной дороге, установить балансовые задания для НПЗ по производству авиатоплива, увеличить запасы топлива в аэропортах.
Отметим, что цены на авиатопливо продолжают оставаться в России самыми высокими в мире, хотя стоимость нефти значительно упала.
Также неоднократно проблему высоких цен на авиатопливо в России озвучивал и вице-премьер Игорь Сечин. По его мнению, которое совпадает с мнением премьера, вопрос можно решить путем создания альтернативных топливозаправочных комплексов в крупных хабах. К примеру, в крупных хабах зарубежных стран бывает до пяти конкурирующих ТЗК.
Еще одним ускорителем решения этого вопроса стало возбуждение Федеральной антимонопольной службой дела по заявлению ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Авиаперевозчик недоволен действиями 6 региональных компаний (ОАО «Аэрофлот «Анапа», ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», АО «Авианефть - аэропорт «Храброво», г. Калининград, ЗАО «Сибирь Авиа Сервис - аэропорт «Емельяново», г. Красноярск, ООО «Кредитинвест - аэропорт «Минеральные Воды», ОАО «Хабаровский аэропорт»), которые отказались предоставить «Аэрофлоту» возможность хранения собственного топлива в данных аэропортах.
Мнение по созданию альтернативных ТЗК среди специалистов в этой области разделяется. Так, председатель совета директоров аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев считает, что создание подобных ТЗК не решит проблем на рынке авиатоплива.
«Касательно мнения о том, что альтернативные ТЗК решат все проблемы, я скажу следующее. Нефтяных компаний у нас много, но сильно ли различаются цены на бензин на автозаправках? А что же такое должно произойти, если будет два ТЗК в аэропорту? Посмотрим на экономику этого бизнеса. ТЗК обслуживает ограниченное число персонала, который может продавать как по 100 тысяч тонн, так и по 50 тысяч тонн керосина в год. То есть с появлением второго ТЗК в аэропорту, который будет продавать вполовину меньше топлива, себестоимость услуг однозначно вырастет. А, увеличивая себестоимость, мы автоматически поднимем стоимость керосина, ведь бизнесмены никогда не откажутся от прибыли. На мой взгляд, это все попытка влезть в чужой бизнес. Любимое российское занятие – поделить рынок. Многие уже отошли от этого, но есть люди, которым когда-то не досталось. Прежде чем высказывать идею, нужно понимать, что за этим стоит, и как она будет работать», - выразил свое мнение Ванцев.
Представители компании, которая занимается строительством новых ТЗК, не согласны с мнением Виталия Ванцева. Только в аэропортах, где есть альтернативные службы по заправке, наблюдалось снижение цены на керосин при одновременном росте инвестиций в оборудование ТЗК», - утверждает гендиректор компании «ТЗК Аэрофьюэлз» Юрий Миняйло.
Поскольку решение фактически принято, государству предстоит выделить землю под альтернативные заправочные комплексы и помочь с финансированием проекта. Возможно, что его реализация будет происходить в рамках государственно-частного партнёрства. По мнению экспертов, идея создания альтернативных ТЗК понравилась многим российским перевозчикам. Примечательно, что и нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы принять участие в этом проекте.